Ризница возвращается

Трудно представить, что в этом нарядном здании с граненым куполом еще в конце 1960-х был гараж — здесь размещалась Ленинградская механизированная колонна N 2 Северо-Западного рыбпрома. Сегодня ризница предстает в своем первоначальном качестве.

Часовня-ризница и Спас на Крови построены по проекту одного архитектора и составляют единый архитектурный ансамбль

Здание часовни-ризницы Иверской иконы Божией Матери при храме Воскресения Христова, или, как ее называли в начале ХХ века, часовни-музея, было построено в 1906-1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда, автора проекта самого собора. Вообще ризница — это отдельное место для хранения облачения священников — риз и церковной утвари. Идея построить рядом с храмом отдельное здание с особой экспозицией, доступной для обозрения, возникла не сразу. Тогда полным ходом шел сбор средств на строительство храма в память об императоре Александре II — храм Вознесения Христова (Спас на Крови) строился именно на том месте на набережной Екатерининского канала, где император был смертельно ранен террористом-народовольцем в марте 1881 года. Вместе с денежными средствами на строительство храма со всей России поступали разные пожертвования: живописные иконы, церковная утварь и другие предметы

Спас на Крови и часовня-ризница составляют единый архитектурный ансамбль. Стены облицованы красно-коричневым зигерсдорфским кирпичом, на этом фоне эффектно смотрятся архитектурные детали из светло-серого эстляндского мрамора. Главный фасад ризницы обрамлен столбами, украшенными глазурованными изразцами. К северному столбу примыкают кованые металлические ворота, к южному — звено декоративной ограды Михайловского сада. Проем основного входа выделен сдвоенными колоннами и завершен фронтоном, декорированным мозаичной иконой "Спас Нерукотворный". Здание ризницы завершается граненым шатровым куполом, венчаемым христограммой.

Убранство часовни-ризницы конца XIX века впечатляло. Вход в часовню находился со стороны набережной Екатерининского канала. Здесь на высоком серебряном подсвечнике горели свечи, ризу на иконе и лампаду с инициалами императора Александра II украшала разноцветная эмаль по чеканному серебру. По стенам часовни были развешены пожертвованные храму иконы в серебряных окладах. Музей, в который можно было попасть со двора, размещался в центральной части ризницы, был отделен от часовни и разделен на три части. В центральной части находились большие образа, выполненные масляными красками на полотне, в том числе работы Боровиковского, копии с картин Мурильо и Рафаэля. В следующей комнате стояли специальные витрины — в них помещались ключи от храма Воскресения Христова, образа старинной работы, выполненные на эмали, слоновой кости, фарфоре, серебре, множество крестов. На стенах были развешены рисунки Васнецова для мозаик храма, планы и чертежи, гербы различных губерний, служившие оригиналами для мозаичных работ.

В боковой мемориальной комнате на особом возвышении находилась императорская корона. Здесь же красовался портрет императора Александра II в раме из цветов, колокола, кружка для сбора пожертвований, а также конкурсные проекты храма, живописные эскизы мозаик, образцы материалов и некоторые особо ценные детали, оставшиеся от работ по отделке храма.

С 1930-х годов, после закрытия храма Воскресения Христова, его разорения и передачи Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев здание ризницы также стало использоваться не по назначению. В разное время ее занимали различные организации. После передачи здания храма Воскресения Христова в качестве филиала (получившего название "Спас на Крови") Государственному музею-памятнику "Исаакиевский собор" в 1972 году бывшая ризница также была передана на баланс музея. К этому времени здание требовало срочной реставрации: был полностью утрачен интерьер, монограмма Иисуса Христа (вместо нее на куполе ризницы был установлен шпиль), требовали восстановления элементы декора фасадов.

Проект реставрации появился в 1974 году, но основные силы были тогда брошены на реставрацию музея-памятника Спас на Крови. До 1980 года в здании ризницы находились мастерские ПСО "Реставратор" и администрация филиала. В 1995-1997 годах были подготовлены проекты, согласованные с КГИОП, для организации выставочного пространства в здании ризницы. К 1996 году реставрация здания была завершена, и в ризнице открылась выставка "Император Александр II. 1818-1881". В июле 2004 года выставка была закрыта, и здание ризницы стало использоваться под административные помещения.

В ноябре 2005 года вновь воссияла на куполе ризницы монограмма Иисуса Христа, восстановленная по архивным документам ЦГАКФФД СПб. Сегодня ризница работает как музей.

Вера Кочеткова

Вся лента