Революционный интим

Сергей Савченко в киевской галерее "Триптих АРТ"

Выставка\Живопись

Фото: triptych-gallery.com.ua

В столичной галерее "Триптих АРТ" проходит выставка львовского художника Сергея Савченко. Размышляя о представленных на ней работах, АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ пришел к выводу, что в хорошей живописи глубоко интимные переживания способны приобретать общественный масштаб.

Сергей Савченко к изобразительному искусству пришел через увлечение музыкой. В детстве он пытался играть на всех музыкальных инструментах, какие только попадались под руку, хотя предпочтение отдавал гитаре. Она, в общем-то, как ни странно это звучит, привела юношу на отделение художественного металла Львовского училища декоративно-прикладного искусства им. Труша — страстный фанат heavy metal, он хотел научиться делать заклепки на своей косухе. Впрочем, педагогам удалось пробудить в пылком ученике до поры до времени скрытую нежность — сначала они выявили в нем интерес к акварели, а затем привили любовь к работе с цветом.

Сегодня это известный не только в Украине, но и за ее пределами живописец, обладающий собственным узнаваемым стилем. Творческую манеру Сергея Савченко можно назвать экспрессионистической, хотя эта уважаемая традиция, безусловно, трансформировалась в сознании художника и дополнилась его специфическим видением мира. В первую очередь Савченко — мастер цвета. Правда, сам он говорит, что, в отличие от, скажем, Пьера Боннара, с цветом работает не так уж и хорошо. Но, скорее всего, это ложная скромность. Разоблачить ее несложно — достаточно увидеть любую картину львовского живописца.

Некоторая брутальность этой живописи происходит от раскрепощенности и искренности художника

Излюбленные его жанры — портрет, пейзаж, натюрморт и так называемые акты — изображения обнаженной женской натуры. Встречаются, кстати, зрители, которых эти работы шокируют. Но, кажется, даже некоторая брутальность этой живописи происходит от раскрепощенности и искренности художника, его умения непредвзято посмотреть на объект и буквально несколькими штрихами или мазками выделить самые характерные его черты. Работы Савченко такие же честные, откровенные и ироничные, как и сам автор. Да, наверное, они лишены романтизма, зато отмечены глубоким психологизмом и мастерством.

Несмотря на то что Сергей Савченко преимущественно живописец, он успешно экспериментирует с материалами, создает инсталляции, устраивает перформансы, работает с фотографией и современными медиа. Все это дает отменные результаты: в активе художника десятки персональных и коллективных выставок по всей Европе (одна из последних проходила в Малаге), награды на конкурсах. Его работы хранятся во Львовском музее этнографии, Национальном художественном музее, многочисленных частных коллекциях.

Нынешнюю выставку в столичной галерее "Триптих АРТ" автор назвал "Интим" и емко и очень доходчиво сформулировал ее концепцию: "Интим — изгнанник в закоулках реальности. Интим — полость в системе, эссенция личностного. Интим — тайна, которая непрерывно трансформируется. Творчество — это одна из форм Интима. Дефицит Интима порождает тиранию. Все диктатуры мира давно объявили войну Интиму".

Представленные в экспозиции работы прекрасно иллюстрируют эту идею. Нет сомнения в том, что на них наложили отпечаток события, происходящие сегодня в Украине. Об этом можно судить даже по тому, как изменилась цветовая гамма обычно очень праздничного художника — на большинстве его новых холстов преобладают черные, серые и белые тона. Подписей под этими картинами, как правило, нет, но по большому счету они и не нужны — сюжеты этих полотен метафоричны. А иногда и по-настоящему трагичны. Действительно, как иначе можно трактовать скорбящую Богоматерь с телом Христа на руках, сидящую в центре боксерского ринга, окруженного безликой толпой? Или обнаженное женское тело, лежащее между двумя сооружениями, похожими на гильотины. Несколько новых холстов Сергея Савченко плотно усеяны серыми искаженными лицами. Эти люди несчастны и покинуты, но все равно тщатся что-то рассказать о своей ноющей душевной боли. Кажется, художник сделал все, что мог, чтобы их тихие голоса были услышаны.

Вся лента