Поставщики не согласны на заморозку

ОАО РЖД не добилось скидок от снабженцев

ОАО РЖД по-прежнему не удается заметно сократить свои расходы, как требует правительство. После того как почти все поставщики отказались снижать цены на 10%, ОАО РЖД пытается убедить их отказаться хотя бы от роста. Согласились заморозить цены лишь ряд поставщиков подвижного состава, но нефтяники делать это отказываются. ЛУКОЙЛ и "Роснефть" уже уведомили ОАО РЖД, что особые ценовые условия могут вызвать претензии у Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

О том, что ОАО РЖД ведет переговоры с поставщиками о сохранении закупочных цен на уровне 2013 года, "Ъ" рассказал источник, близкий к монополии. По его словам, госкомпания сделала предложение большинству контрагентов, и "почти никто не возразил". На заморозку цен согласились поставщики подвижного состава "Трансмашхолдинг" (ТМХ), у которого заказы ОАО РЖД обеспечили около 60% из 129,9 млрд руб. выручки по МСФО в 2012 году, и "Синара" Дмитрия Пумпянского, говорит собеседник "Ъ".

В ОАО РЖД это не комментируют, напоминая, что придерживаются данного Дмитрием Медведевым еще в 2011 году поручения снижать затраты не менее чем на 10% в год в течение трех лет. В ТМХ подтвердили, что в этом году не планируют индексировать цены для ОАО РЖД. "Сейчас мы проводим аналогичную работу со своими поставщиками",— добавили в ТМХ. В "Синаре" от комментариев отказались. В Evraz, УГМК и ММК, поставляющих металлопродукцию, также не стали комментировать вопрос, но источник, близкий к Evraz, отметил, что компания работает с монополией по формульному ценообразованию и предложение о нулевой индексации их не затрагивает.

Вопрос о снижении закупочных цен был поставлен перед ОАО РЖД прошлой осенью, когда Минэкономики потребовало от естественных монополий представить план действий по снижению издержек в условиях заморозки их тарифов. Им предлагалось сократить закупочные цены как минимум на 10% по 50 наиболее существенным позициям. В октябре монополия направила такое предложение 68 поставщикам (кроме компаний ТЭКа), но все они, за исключением Выксунского металлургического завода (поставляет колеса, входит в ОМК), отказались. По информации ОМК, с начала 2013 года завод уже уменьшил отпускные цены на колеса более чем на 12%, и монополия решила просто не индексировать цены.

Предложение о заморозке цен было направлено и поставщикам нефтепродуктов и электроэнергии. Нефтяники отказались, ЛУКОЙЛ и "Роснефть" уже известили ОАО РЖД (копии писем есть у "Ъ"). ""Роснефть" работает по единым отпускным ценам, действующим абсолютно для всех",— говорится в письме компании. ЛУКОЙЛ напомнил монополии, что проводит политику рыночного ценообразования и не может применять скидки для отдельных потребителей. В компаниях сочли, что заморозка цен может вызвать вопросы у ФАС. В ЛУКОЙЛе и "Роснефти" тему не комментируют. "Русэнергосбыт" (поставщик электроэнергии для ОАО РЖД) решил дать скидку монополии в размере 10% от своей сбытовой надбавки (маржи энергосбыта), заявил "Ъ" президент компании Михаил Андронов. Но с учетом того, что надбавка составляет лишь 3-5% от конечной цены электроэнергии, а на цены на оптовом энергорынке сбыт повлиять не может, размер скидки для ОАО РЖД не превысит 0,3-0,5%

Общие материальные затраты ОАО РЖД в 2013 году, по данным компании, составили 385 млрд руб., из них 114,2 млрд руб. пришлось на электроэнергию (монополия купила 40 млрд кВт ч), а 83,7 млрд руб.— на топливо (3,9 млн тонн нефтепродуктов). По словам источника "Ъ", близкого к монополии, размер ежегодной индексации закупочных цен, как правило, был ниже инфляции (в 2013 году составила 6,5%, а в 2014 году, по прогнозу,— 5,2%). Экономия ОАО РЖД при заморозке цен могла бы составить около 19 млрд руб. при условии индексации в 5%. Но, по мнению Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, ежегодная индексация закупочных цен ОАО РЖД несколько выше инфляции, показатель зависит от цен на металл, электроэнергию и затрат на рабочую силу. По этой причине, говорит он, многие поставщики не могут предоставить скидку (так, производители локомотивов закупают до 70% компонентов). Но он считает, что нефтяники, напротив, могли бы заморозить цены для одного из крупнейших потребителей.

Юлия Галлямова, Анатолий Джумайло, Наталья Скорлыгина

Вся лента