Десять процентов вперед

За миноритарный пакет «Авиадвигателя» разгорелся спор

Как выяснил „Ъ“, среди миноритариев конструкторского бюро «Авиадвигатель», отвечающего за разработку ПД-14, возник корпоративный конфликт: за 10% акций АО спорят бывший и нынешние владельцы компании «Юникс». На «Авиадвигателе» заявляют, что этот спор на работе предприятия не отражается. Эксперты видят ценность в 10% акций «Авиадвигателя»: госкорпорация «Оборонпром», готовящаяся к допэмиссии «Авиадвигателя», будет обязана выкупать акции у миноритариев.

Фото: Андрей Коршунов, Коммерсантъ

Арбитражный суд Пермского края назначил на 17 февраля рассмотрение иска столичного бизнесмена Алексея Иванова о признании права на 100% долей в ООО «Юникс» — владельце 10% акций пермского конструкторского бюро «Авиа­двигатель».

Господин Иванов, до лета 2013 года гендиректор и единственный учредитель ООО «Юникс», минувшей осенью обратился с серией исковых заявлений в краевой арбитраж. По одному из его исков арбитраж наложил арест на распоряжение 10% акций «Авиадвигателя» (в количестве 5,2 млн штук). В числе ответчиков по искам значится ряд юридических и физических лиц, к которым перешел контроль над ООО «Юникс», а также налоговая служба Свердловского района Перми, зафиксировавшая изменение собственника компании в ЕГРЮЛ.

В своем заявлении господин Иванов указал, что с марта 2011 года был единственным участником и гендиректором «Юникса». Согласно материалам дела, летом 2013 года ООО «Юникс» приняло решение об увеличении уставного капитала, в соответствии с которым в состав участников вошло «О.Р.Т. Инвестментс ЛТД», зарегистрированное на острове Иден Сейшельских островов. Решением участников общества господин Иванов 6 августа 2013 года был выведен из числа совладельцев. Согласно «СПАРК-Интерфакс», уставный капитал был увеличен 11 июля с 12 тыс. до 111 тыс. руб., а к 1 ноября — до 1 млн руб. Новым руководителем ООО был назначен Андрей Попов. Затем сейшельская компания вышла из состава участников, а новыми владельцами «Юникса» стали пермские ЗАО «Риэлинвест», ЗАО «Пермская факторинговая компания» и Владимир Хадаров-Кусков. Также ООО «Юникс» сообщило о своей реорганизации в форме присоединения к ООО «Производственно-финансовая компания», расположенному в Перми по адресу: Героев Хасана, 76.

Бывший владелец «Юникса» заявил суду, что никаких действий, направленных на отчуждение доли в компании, он не предпринимал, заявление о выходе из ООО не подписывал и нового директора не избирал. По иску была назначена почерковедческая экспертиза, которая была проведена ООО «Пермский центр комплексных решений» (ее данные будут оглашены на заседании суда). ООО «Юникс» с претензиями Алексея Иванова не согласилось. С господином Ивановым „Ъ“ связаться не удалось.

Андрей Попов, руководивший «Юниксом», сообщил „Ъ“, что уже не является директором и переадресовал к новому топ-менеджеру Андрею Боталову. Его номер не отвечал. По данным «СПАРК-Интерфакс», господин Попов также возглавляет пермское ООО «Холдинговая компания „Пермские моторы“» — в 2002 году соучредителем этого общества была компания «Астеррив», представителем которой ранее значился бывший миноритарный акционер «Авиа­двигателя» Андрей Хованов.

Компания «Юникс» появилась в составе акционеров «Авиадвигателя» в 2006 году — в то время, когда ВТБ завершал консолидацию предприятий Пермского моторостроительного комплекса, выкупая их у группы «Гута». В дальнейшем «Авиа­двигатель» был продан банком госкомпании «Оборонпром», которая отдала его в управление дочерней «Объе­диненной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Все это время «Юникс», на тот момент зарегистрированный в Москве, не проявлял попыток ввести своего представителя в совет директоров «Авиадвигателя» и лишь получал дивиденды. Его владельцем долгое время был некий Василий Попов, затем Татьяна Митина и офшор с Виргинских островов «Корвел Бизнес Корп». Бенефициары «Юникса» не раскрывались. А с весны 2011 года владельцем стал Алексей Иванов. Летом 2013 года ООО «Юникс» было перерегистрировано в Перми.

«Авиадвигатель» — ключевое предприятие ОДК, является головным разработчиком двигателя ПД-14 для перспективного российского лайнера МС-21. ОДК владеет 71,757% акций предприятия, по 10% акций у ООО «Юникс» и ЗАО «Моторинвест». Выручка в 2012 году — 6,1 млрд руб., чистая прибыль — 325 млн руб.

В «Авиадвигателе» „Ъ“ сообщили, что в курсе корпоративного конфликта у миноритарного акционера АО: «На нас эти разбирательства не влияют». Минувшей осенью «Юникс», сменивший собственника, подал в суд на «Авиадвигатель» с требованием выплатить ему дивиденды за 2012 год в размере более 8,1 млн руб. Стороны заключили мировое соглашение о том, что «Авиадвигатель» осуществляет выплаты после того, как «Юникс» предоставит в срок не позднее 3 октября 2013 года копию документа, «свидетельствующего об отказе/прекращении в возбуждении уголовного дела против истца по заявлению физического лица из Москва». В «Авиадвигателе» не смогли уточнить „Ъ“, исполнено ли данное мировое соглашение.

Бывший гендиректор «Пермских моторов» Виктор Кобелев считает, что пакет в 10% на управление «Авиа­двигателя» не влияет — особенно в условиях, когда «Оборонпром» решил провести допэмиссию пермского АО. Согласно ее положению, уставный капитал АО вырастет со 182 млн до 427 млн руб. — в 2,3 раза. Приобретателем допэмиссии выступит «Оборонпром». Эта эмиссия размоет долю «Юникса» до уровня менее 5%.

Тем не менее, гендиректор ООО «Эксперт Эдвайс» Максим Шахаев уверен, что борьба за пакет «Авиадвигателя» имеет экономическую выгоду: «После того как доля миноритария будет размыта, возникнет право обязательного выкупа. Здесь миноритарий может начать доказывать мажоритарию рыночную стоимость своего актива».

Вячеслав Суханов

Вся лента