"Майдан стоит не за должности, а за смену системы"

Блицинтервью

Почему лидеры украинской оппозиции не соглашаются войти в правительство, корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ СТРОКАНЮ рассказала депутат от партии УДАР ИРИНА ГЕРАЩЕНКО.

Фото: Кирилл Чуботин, Коммерсантъ

— Лидеры оппозиции отвергли предложение президента занять ключевые посты в правительстве, но утверждают, что готовы взять на себя ответственность за страну. Нет ли здесь противоречия?

— Оппозиция не боится взять ответственность, но для нее принципиально важно добиться выполнения ряда ключевых условий, на которые власть не идет. Хотелось бы, чтобы власть адекватно оценила ситуацию и свою ответственность. Власть должна сесть за стол переговоров с чистыми руками, а не с мечеными картами, и осознать ту драму, граничащую с трагедией, которая разыгрывается в стране, а не предлагать для выхода из кризиса сценарий оперетты или водевиля.

Представить себе, что Майдан стоит за должности, значит быть неадекватным правителем. На Майдане стоят люди с европейским менталитетом. Это люди, которые хотят смены всей системы власти, а не просто смены лиц во власти. Брать на себя ответственность и работать рядом с героями водевиля в условиях сохранения прежней прогнившей системы — этого не будет.

— Противостояние охватило регионы и в ряде мест привело к формированию параллельных органов власти. В условиях двоевластия и раскола элит и общества способна ли оппозиция предложить конструктивную программу выхода из кризиса, которая устроит большинство?

— Безусловно. Программа состоит из шести пунктов: освобождение политзаключенных, отставка силовиков, отставка правительства, возвращение к Конституции 2004 года, которую переписал Конституционный суд, обсуждение вопроса о проведении досрочных парламентских и президентских выборов и отмена законов, принятых в январе.

— Радикальная часть оппозиции, участвующая в противостоянии с силами правопорядка, не контролируется лидерами Майдана. Как заставить ее уйти с улиц?

— Сама власть не контролирует ситуацию в стране. Но лидеры оппозиции готовы быть миротворцами. Виталий Кличко лично ходил на линию противостояния, и его позиция привела к тому, что начались переговоры с президентом Януковичем.

Власть должна понимать, что с каждым днем уйти с улиц будет все сложнее. Когда больше двух месяцев народ стоит и пытается достучаться до президента, а тот не общается ни с кем, радикальные настроения растут. Для возвращения ситуации в мирное русло необходимо как можно быстрее принять пункты нашей программы. В том, чтобы Украина оставалась единой, целостной, мирной, должны быть заинтересованы все.

— Каковы перспективы освобождения Юлии Тимошенко и какую роль она может сыграть на этом этапе?

— Одно из наших требований — свобода политзаключенным, в том числе и Юлии Тимошенко. Она находится в заточении с 2011 года, при этом она самый влиятельный политик в стране и лидер одной из крупнейших политических сил. Делать вид, что Янукович избавился от "фактора Тимошенко", значит неадекватно оценивать ситуацию.

Вся лента