"Мы с оптимизмом смотрим на этот год"

Компания "Северный город", входящая в холдинг RBI, вывела на рынок новый объект в сегменте комфорт-класса — жилой комплекс Time в Московском районе. Директор управления привлечения инвестиций холдинга Андрей Останин в интервью с корреспондентом BG Кристиной Наумовой рассказал о требованиях клиентов к комфорт-классу, об эргономике и о необходимости "изюминки" в жилых комплексах.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: За этот год на рынок вышло много новых объектов комфорт-класса. Можно ли говорить о перенасыщении рынка?

АНДРЕЙ ОСТАНИН: Действительно, начиная с 2012 года мы видим увеличение доли комфорт-класса в общем объеме выводимых на рынок объектов. Это логичная реакция застройщиков на потребности покупателей. Все больше и больше людей хочет жить "как в Европе". Как правило, именно это аналог комфортной жизни. Однако предложение в сегменте "комфорт" неоднородно, и покупателю нужно детально изучать каждый объект, который привлек его внимание. Говорить о перенасыщении рынка рано: спрос высокий, а интересных и качественных предложений немного.

BG: Чего сегодня ждет покупатель от объектов комфорт-класса?

А. О.: Людям важны понятные вещи — удобное расположение в зоне сложившейся застройки, чтобы там были детские сады, школы, спортивные объекты, рестораны, иными словами, чтобы социальная инфраструктура была по соседству, в шаговой доступности. Кроме того, важно, чтобы район обладал хорошей транспортной доступностью, имел выезд на КАД. Следующий критерий выбора — качественные характеристики самого объекта. Приветствуются кирпично-монолитные дома, рассчитанные не более чем на 500 квартир. Наши исследования и практика продаж показывают, что все больше внимания люди уделяют тому, как оформлены места общего пользования, что будет представлять собой придомовая территория. Как правило, именно по этим атрибутам воспринимают дом и статус в нем проживающих. Не остаются без внимания инженерные системы. Какими будут окна, как устроена система очистки воды — все это волнует покупателей. Покупатели не хотят инвестировать большие средства в отделку, поэтому предпочитают максимально подготовленные для проживания квартиры. Люди научились считать деньги и хотят, чтобы обслуживание дома обходилось в адекватную сумму. Это базовый набор характеристик комфорт-класса, но вместе с тем люди хотят, чтобы у дома была какая-то "изюминка". А предложений с "изюминкой" на рынке немного.

BG: Клиент сегодня избалован?

А. О.: Скорее клиент сейчас более опытный. Клиент комфорт-класса, как правило, уже имеет опыт покупки недвижимости и знает, что ему нужно. Для него это улучшение условий проживания. Люди переезжают из квартир, которые покупали шесть-десять лет назад.

BG: Недавно компания "Северный город" вывела в продажу новый объект — жилой комплекс Time в Московском районе. В чем его особенность?

А. О.: Дом называется Time — "Время". Мы уверены, что время будет на стороне тех людей, которые будут жить в этом доме. Дом строится рядом со станцией метро "Фрунзенская", но в то же время стоит чуть в стороне от оживленного Московского проспекта — на тихой Заозерной улице. Отсюда легко добраться в любую часть города, до КАД, до аэропорта, за город. Особенность проекта — объект культурного наследия — газгольдер, построенный в 1881 году. Мы его отреставрируем и разместим внутри отапливаемый паркинг.

Тема времени, заложенная в названии комплекса, находит отражение во внутренних интерьерах, а также в оформлении придомовой территории. Например, во дворе дома будут сделаны солнечные часы. Комплекс выдержан в стиле сталинского неоклассицизма.

BG: Расскажите подробнее о квартирах в стиле 3Е, которые представлены в комплексе.

А. О.: Квартиры в стиле 3Е отвечают ключевым требованиям покупателей, объединяя в себе экономику, экологию и эргономику. Это находит выражение в таких опциях, как, например, лифт, опускающийся в паркинг, двухкамерные деревянные окна, закрытый внутренний двор, оборудованные места для сплит-систем на фасаде. Отдельно скажу о квартирографии. В основном в доме двух- и трехкомнатные квартиры. Есть классические варианты, когда кухня отделена от гостиной, а есть и европланировки, когда они объединены. Такие варианты, кстати, весьма популярны у наших покупателей. Кроме того, в квартирах есть ниши для встроенных шкафов, гардеробные, большие балконы и лоджии, а также квартиры с террасой.

Важно, что в квартирах нет стояков отопления — вся подводка сделана под полом. Это эстетично и удобно с точки зрения расстановки мебели. Мы обеспечиваем комфортное пространство не только в квартирах, но и в холлах, входных группах. В доме предусмотрена комплексная система видеонаблюдения, камеры будут установлены на въезде, на придомовой территории, в подъездах.

BG: К каким финансовым инструментам чаще всего прибегают клиенты комфорт-класса?

А. О.: Сейчас основной вариант покупки квартир в комфорт-классе — это ипотека. На втором месте — оплата полной стоимости, на третьем — рассрочка, на четвертом — покупка с зачетом имеющегося жилья. Покупатели комфорт-класса — люди опытные и, как правило, уже имели дело с ипотекой, которая стала привычным инструментом. Мы наблюдаем увеличение объема продаж по ипотеке не только в комфорт-классе, но и в "элите", где этот показатель у нас составляет 20% от общего числа сделок.

BG: Насколько покупатели комфорт-класса готовы к жизни за городом? Статистика говорит, что таких людей становится все больше.

А. О.: Действительно, согласно нашим исследованиям, все большее количество людей готовы переехать за город на постоянное место жительство. Интерес подтверждается и реальными сделками, что мы видим по нашему проекту Mistola Hills, который строится во Всеволожском районе в десяти минутах езды от города. Да, квартира за городом — это иной формат жилья. Mistola Hills — это малоэтажные дома (3-4 этажа, на 6-12 семей), которые вписаны в существующий холмистый рельеф местности. Однако проектов от надежных застройщиков с интересным и качественным продуктом за городом немного, а значит, у покупателя велик риск получить не то, что он ожидает. Нашу компанию знают, ей доверяют, поэтому интерес к проекту высок. Первая очередь Mistola Hills продана на 80%.

BG: Какие проекты в сегменте комфорт-класса компания в ближайшее время выведет на рынок?

А. О.: Мы в этом году планируем запуск двух больших проектов — на 120 тыс. и 250 тыс. кв. м в Невском и Приморском районах соответственно. Это будет комфорт-класс, где понятие "комфорт" представлено в более широком смысле и выходит за рамки квартиры, входных групп и холлов.

BG: С каким настроением начинаете год? Ждете ли кризис?

А. О.: Оценивая потребность горожан в жилье, мы понимаем, что спрос будет расти. Люди хотят улучшать условия своего проживания и готовы инвестировать в это деньги, поэтому новые предложения будут ожидаемы. Вопрос в том, насколько застройщики умеют слышать и понимать потребителя, чтобы создать квартиру его мечты.

Вся лента