"Набережная Европы" попала под судоперевод

Планы перемещения Верховного и Высшего арбитражного судов в Санкт-Петербург привели в 2013 году к политическому скандалу в связи с предложением управделами президента выселить с Крестовского острова бюджетную больницу N 31 и к победе архитектора Максима Атаянца в конкурсе по выбору проектировщика судебного квартала на месте упраздненного проекта ВТБ "Набережная Европы".

Проблему, связанную со схемой расторжения федерального контракта с ВТБ в связи с отменой девелоперского проекта «Набережная Европы», в прошлом году решить так и не удалось. Ни одного документа по этому поводу так и не издано

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Реализация планов создания судебного квартала вместо элитного жилого комплекса "Набережная Европы" на Петроградской стороне началась с массовых протестов против идеи управления делами президента выселить с элитного Крестовского острова одну из крупнейших бюджетных больниц N 31 с уникальным отделением детской онкологии, чтобы разместить на ее месте клинику для высших судов. Скандал оказался первым получившим публичную огласку обнародованным итогом деятельности рабочей группы по подготовке проекта во главе с управляющим делами президента Владимиром Кожиным, созданной в декабре 2012 года. В результате протестов, в том числе и со стороны самих судей переселяемых судов, клинику решили разместить на участке, прилегающем к территории будущего судебного квартала между Тучковым и Биржевым мостами — в бывшем складском здании Тучкова буяна (памятник XVIII века, архитектор Антонио Ринальди), откуда ранее был выселен Военно-космический кадетский корпус, а также в двух построенных рядом корпусах.

При этом главную проблему, связанную со схемой расторжения федерального контракта с ВТБ в связи с отменой девелоперского проекта "Набережная Европы" (включая компенсацию банковской группе затрат не менее 11 млрд рублей) и финансирования строительства на этом месте будущего судебного квартала (ориентировочной стоимостью 50 млрд рублей), участникам рабочей группы в течение года решить не удалось. Ни одного официального документа по этому поводу (за исключением поправок в Конституцию) до сих пор не издано.

Напомним, использовать под судебный квартал "очень хорошее пустое пятно, предназначавшееся для коммерческой застройки" предложил в конце 2012 года Владимир Путин. Превращение масштабного коммерческого проекта в "пустое место" стало традиционным сюрпризом, который власти преподносят петербургским девелоперам под Новый год. В 2013 году возглавлявший проект в качестве гендиректора "дочки" инвестора "ВТБ-Девелопмент" сын экс-губернатора Санкт-Петербурга Сергей Матвиенко, у которого заканчивался контракт с ВТБ, покинул этот пост.

Тем временем сам проект в минувшем году был существенно изменен. Сначала президент Владимир Путин инициировал реформу высших судов, предполагающую упразднение Высшего арбитражного суда и передачу его функций объединенному Верховному суду. Таким образом вместо двух судебных резиденций в Санкт-Петербурге будет построена одна. А в процессе выбора архитектурной концепции судебного квартала власти договорились исключить из нее жилье для судей и сотрудников аппарата Верховного суда (место их расквартирования пока не названо), освободив часть территории под создание парковой зоны.

26 октября проектировщиком судебного квартала был выбран петербургский архитектор Максим Атаянц. Его соперниками в конкурсе были Евгений Герасимов и Сергей Чобан, а также Никита Явейн ("Студия 44") и Юрий Земцов (архитектурное бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры"). Все они уже работали на этой территории над проектом ВТБ "Набережная Европа". Не прошли в финал прежние участники кремлевских строек петербуржцы Евгений Меркурьев (реконструировал резиденцию Конституционного суда), Владимир Григорьев и москвич Михаил Посохин, а также французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт (проектирует российский православный духовно-культурный центр в Париже).

За неоклассический проект Максима Атаянца проголосовали 11 членов жюри, шесть голосов получил проект Юрия Земцова, два голоса — проект Никиты Явейна. Евгений Герасимов и Сергей Чобан, победившие ранее в конкурсе проектов "Набережная Европы" ВТБ, в нынешнем конкурсе не получили ни одного голоса. Против всех высказался член конкурсной комиссии артист Олег Басилашвили. Он призвал оставить Петербург в покое и не уродовать пространство рядом со стрелкой Васильевского острова. Господин Басилашвили, как и ряд других деятелей культуры и градозащитников, предлагает не строить на этом месте ничего, кроме Дворца танца Бориса Эйфмана, а остальное пространство бывшей промзоны, где уже снесены постройки НИЦ "Прикладная химия", а также здание исторических винных складов, — озеленить.

На данный момент предполагается, что на площади 13 га будет построена резиденция объединенного Верховного суда (ВС), в котором будут работать 170 судей, офис Судебного департамента при ВС, служебная гостиница, медицинский стационар, а также Дворец танца Бориса Эйфмана, пешеходная набережная и городской сад. А на одной из соседних территорий (обсуждаются Петровский, Крестовский и Васильевский острова) Максим Атаянц спроектирует служебное жилье. Заказчики прогнозировали, что доработанный архитектором проект судебного квартала будет представлен жюри до конца 2013 года, однако и эти планы реализовать не удалось.

Анна Пушкарская

Вся лента