В 1912 году в Стокгольме российская сборная появилась в одинаковых белых рубашках, а лента на их соломенных шляпах повторяла цвета национального флага. Эволюция нашей олимпийской формы от шубы из золотой нерпы до лоскутного одеяла — в фотогалерее «Ъ».
Впервые Российский олимпийский комитет разработал единую командную форму к Олимпиаде 1912 года в Стокгольме — одинаковые белые фуфайки и соломенные шляпы с лентой, повторявшей цвета флага. Обязательное условие единой командной формы для сборных появилось на Олимпиаде в Берлине в 1936 году (в которой СССР не участвовал), а после войны это правило закрепили в Олимпийской хартии Инсбрук, 1976 г.
Фото: Фотохроника ТАСС/Фото ИТАР-ТАСС
Со временем олимпийскую форму стали делить на парадную, повседневную и для соревнований, в ней появлялось все больше предметов одежды и даже аксессуары. На Западе созданием формы часто занимались ведущие модные дома и дизайнеры (Коко Шанель, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран), а в СССР до 1980 года ее разрабатывали в Общесоюзном Доме моделей Кортина-д’Ампеццо, 1956 г.
Фото: Фотоархив журнала "Огонек"
К созданию формы относились с особым вниманием, ее утверждал Главспортпром. Довольно долго считалось, что одежда наших спортсменов должна быть скромной, поэтому часто единственным украшением являлся герб СССР на кармане пиджака. В Скво-Вэлли советская команда носила серые широкие пальто, черные шляпы и красно-белые клетчатые шарфы Скво-Вэлли, 1960 г.
Фото: Фотоархив журнала "Огонек"
Но в 1964 году в Инсбруке наша сборная совершила гламурную революцию — спортсмены вышли из самолета в шикарных шубах из золотой нерпы. Это вызвало бурное обсуждение в западной прессе из-за несоответствия образу простого советского работника Инсбрук, 1964 г.
Фото: AP
До 1988 года форму для сборной шили на фабрике в Ереване Инсбрук, 1976 г.
Фото: AP
Олимпийская форма была призвана отражать национальный дух команды, поэтому ее согласованием часто занимались множество инстанций, вплоть до высшего партийного руководства Сараево, 1984 г.
Фото: AP
Специально для каждой Олимпиады разрабатывалось изображение герба СССР 1984 г.
Фото: Фото ИТАР-ТАСС / Фотохроника ТАСС/Фото ИТАР-ТАСС
В соответствии с решением Международного олимпийского комитета у каждой национальной сборной должна быть уникальная форма и повторять ее запрещено Калгари, 1988 г.
Фото: AP / Thomas Kienzle
Форму для для наших спортсменов к 1992 году шили уже не в Армении, а в Югославии Альбервиль, 1992 г.
Фото: AP / Marcy Nighswander
Коллекцию для Игр в Лиллехаммере создал Валентин Юдашкин Лиллехаммер, 1994 г.
Фото: Reuters
В середине 1990-x в России, наконец, победила мировая тенденция — заказ экипировки для олимпийской сборной у известных модельеров или компаний, производящих одежду Нагано, 1998 г.
Фото: Reuters
С 2002 года экипировкой российской сборной занимается компания Bosco di Ciliegi российского бизнесмена Михаила Куснировича. Первоначальные договоренности с Национальным комитетом касались только парадной одежды, но незадолго до Олимпиады компания получила заказ и на спортивную форму Солт-Лейк-Сити, 2002 г.
Фото: AP / Kevork Djansezian
Форма 2002 года состояла из 32 предметов одежды, обуви и аксессуаров. Парадная коллекция отсылала к началу ХХ века. На мужчинах — шерстяное пальто «а-ля Шаляпин, шапка из меха бобра, войлочные сапоги. У женщин образ русской снегурочки дополняли бобровая муфта и шапка Солт-Лейк-Сити, 2002 г.
Фото: AP / Elaine Thompson
До Олимпиады в Турине принципов размещения на форме государственной символики не существовало. Но в начале 2005 года вышел приказ об использовании изображения государственного герба, и на новой форме 2006 года появился двуглавый орел Турин, 2006 г.
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киврин/Андрей Голованов
Олимпиада в Турине началась со скандала: логотипы Bosco Sport на форме наших спортсменов пришлось срочно заклеивать, так как вопреки требованию Международного олимпийского комитета на экипировке был размещен не один большой логотип фирмы-производителя, а два маленьких Турин, 2006 г.
Фото: Коммерсантъ / Сергей Киврин/Андрей Голованов
В коллеция для Ванкувера Bosco получил развитие элемент, впервые появившийся на летней Олимпиаде в Пекине — перо жар-птицы. Оно было представлено в зеркальном отражении, контур рисунка напоминал рога, что, по задумке создателей, должно было отсылать к тотемным изображениям животных Ванкувер, 2010 г.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Общая сумма всех ванкуверских соглашений c Олимпийским комитетом — спонсорских (экипировка), лицензионных (использование олимпийской символики на продукции Bosco) и благотворительных (изготовление парадной экипировки) — составила $18,5 млн Ванкувер, 2010 г.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
В 2009 году стало известно, что Bosco Sport Михаила Куснировича вновь выиграла Олимпиаду: компания стала генеральным спонсором Олимпийских игр в Сочи в категории «одежда и обувь». Стоимость контракта составила более $100 млн. В основу дизайна формы лег разработанный компанией образ Игр — «Олимпийское лоскутное одеяло» Сочи, 2014 г.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Впервые Российский олимпийский комитет разработал единую командную форму к Олимпиаде 1912 года в Стокгольме — одинаковые белые фуфайки и соломенные шляпы с лентой, повторявшей цвета флага. Обязательное условие единой командной формы для сборных появилось на Олимпиаде в Берлине в 1936 году (в которой СССР не участвовал), а после войны это правило закрепили в Олимпийской хартии. Со временем олимпийскую форму стали делить на парадную, повседневную и для соревнований, в ней появлялось все больше предметов одежды и даже аксессуары.
На Западе созданием формы часто занимались ведущие модные дома и дизайнеры (Коко Шанель, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран), а в СССР до 1980 года ее разрабатывали в Общесоюзном Доме моделей. К созданию формы относились с особым вниманием, ее утверждал Главспортпром. Довольно долго считалось, что одежда наших спортсменов должна быть скромной, поэтому часто единственным украшением являлся герб СССР на кармане пиджака. В Скво-Вэлли советская команда носила серые широкие пальто, черные шляпы и красно-белые клетчатые шарфы.
Но в 1964 году в Инсбруке наша сборная совершила гламурную революцию — спортсмены вышли из самолета в шикарных шубах из золотой нерпы. Это вызвало бурное обсуждение в западной прессе из-за несоответствия образу простого советского работника.