В рубле уже не видят былой крепости

Бегство капитала больше не главная проблема платежного баланса

В 2013 году сальдо текущего счета внешних торговых и финансовых операций РФ сократилось более чем в два раза — до $33 млрд, продемонстрировав худший результат с 2002 года, свидетельствует предварительная оценка платежного баланса, опубликованная вчера ЦБ. Ухудшению текущего счета платежного баланса способствовали стагнация нефтегазового и сокращение прочего экспорта и продолжавшийся рост импорта на фоне стабильно высокого оттока капитала — впрочем, бегство его из России немного снизилось. Аналитики называют тенденции «достаточно негативными», их инерционное продолжение может привести к заметной девальвации рубля в конце 2014 года.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Согласно первой оценке платежного баланса за 2013 год, за год сальдо его текущих операций сократилось более чем в два раза — до $33 млрд. Этот результат оказался худшим за последние 11 лет и полностью совпал с прогнозами Банка России. Опрошенные “Ъ” экономисты фиксируют набор негативных тенденций, наблюдавшихся в платежном балансе в течение прошедшего года. Основной вклад в снижение сальдо его текущего счета внесли рост импорта услуг на $20 млрд по сравнению с предыдущим годом, стагнация нефтегазового экспорта (за 11 месяцев 2013 года средние цены на нефть оказались на $3 меньше, чем за тот же период 2012 года) и сокращение ненефтегазового экспорта на $9 млрд. В результате сальдо внешней торговли товарами и слугами за 2013 год сократилось на $27,5 млрд — до $177,3 млрд.

Помимо сжатия торгового профицита данные платежного баланса указывают на заметный рост выплат инвестиционных доходов, включая проценты по обслуживанию внешнего долга, как в госсекторе (в полтора раза по сравнению с 2012 годом), так и корпораций. По итогам года баланс инвестиционных доходов составил $66,2 млрд не в пользу России. Общие выплаты по ним из РФ впервые превысили планку в $100 млрд. Вероятнее всего, именно этим объясняется риторика первого вице-премьера Игоря Шувалова, который в своем выступлении на Гайдаровском форуме указал на существенные риски стимулирования экономического роста за счет увеличения госзаймов.

На этом фоне продолжилось ухудшение финансового счета, дефицит которого за год вырос с $26,5 млрд до $43 млрд. Как неоднократно писал “Ъ”, значительному увеличению объема оборотов по финансовому счету в 2013 году послужило привлечение финансирования под покупку «Роснефтью» доли в ТНК-ВР. Впрочем, ее финансирование осуществлялось за счет кредитов, тогда как поступление чистых прямых иностранных инвестиций в РФ сменилось их оттоком в $19 млрд в 2013 году по сравнению с притоком в $300 млн в 2012 году. Пожалуй, единственным светлым пятном в показателях платежного баланса можно считать общее сокращение бегства капитала: объем сомнительных операций уменьшился с $38,8 млрд в 2012 году до $27,1 млрд в 2013 году, что превышает увеличение вывода капитала, отражаемого в статье «чистые пропуски и ошибки», с $10,3 млрд до $11,7 млрд соответственно. При этом чистый отток иностранного капитала, фиксируемый ЦБ, с учетом операций «валютный своп» между регулятором и банками фактически остался на уровне 2012 года — $62,9 млрд.

Сохранение текущих тенденций стагнации сырьевого экспорта, продолжение номинального роста импорта (вследствие того, что ВВП растет быстрее, чем обесценивается рубль) и стабильно высокий отток капитала к концу 2014 года должны привести к его девальвации, убеждены Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ и Михаил Хромов из Института экономической политики имени Егора Гайдара. Обесценение рубля в условиях политики невмешательства ЦБ прогнозировать сложно — оно должно соответствовать дыре в текущем счете платежного баланса, чтобы вернуть его к равновесию. Однако Юлия Цепляева, возглавляющая Центр макроэкономических исследований Сбербанка, остается оптимистом, ожидая уменьшения оттока до $30 млрд и сокращения импорта из-за сжатия потребительского спроса. На подобный сценарий ставят и в Минэкономики, прогнозируя сокращения неторгового дефицита и замедление оттока. Между тем положительного вклада чистого экспорта в экономический рост в 2014 года не ждут ни аналитики, ни чиновники.

Алексей Шаповалов

Вся лента