Израиль прощается с Ариэлем Шароном. Его похоронят в понедельник на семейной ферме "Шикмим". Многие в Израиле считают Шарона национальным героем и даже символом страны. Он участвовал во всех войнах, которые вел Израиль в течение последних 50 лет. Был самым молодым полковником в Армии обороны страны, прошел путь от ефрейтора до генерала. Премьер-министром он стал в 2001 году. Корреспондент "Девятого канала" израильского телевидения Борис Штерн — о том, как вспоминают Ари-"Бульдозера" на Ближнем Востоке.
Фото: Ronen Zvulun, Reuters
"Аллах велик! Он отомстил за каждого мусульманина, убитого в Ливане. Восемь лет Аллах мучил этого мясника. Мы не смогли его победить, но Аллах сделал это за нас", — так новость о смерти Ариэля Шарона прокомментировал житель лагеря палестинских беженцев Аин аль-Хильве в ливанском Сидоне.
Разумеется, у израильтян все иначе. Даже у тех, кто к личности человека по прозвищу Бульдозер относился отрицательно, сегодня дрожит голос. Уходит эпоха.
"Мы прощаемся в эти дни с Ариэлем Шароном, одиннадцатым главой нашего правительства. Шарон был, прежде всего, воином, командиром, одним из величайших полководцев в новой истории Израиля", — сказал Биньямин Нетаньяху.
Премьер-министр Израиля не преувеличивает. Все войны, которые выиграл Израиль, по сути, выиграл Шарон. Даже спорная ливанская кампания — к ней многие в стране относятся отрицательно — это его победа. Никаких шансов, что в Израиле появится политик такого же уровня, как считают многие, нет. Только Шарон мог строить поселения, а потом уничтожать их. Только он мог быть человеком, которого ненавидят правозащитники и боготворят коллеги из США и Европы по мирному процессу. Впрочем, политолог Кирилл Бенедиктов считает, что эпоха Шарона не закончится никогда.
"Шарон опередил время. Это такой политик, который смотрел дальше многих. Он был способен менять выстраданные решения. Когда он принял решение об эвакуации поселений, этого никто не понял — ни правые, ни левые, ни палестинцы. А между тем, вероятнее всего, эта концепция одностороннего размежевания окажется единственно правильной. И новому политическому руководству Израиля придется вернуться к этому плану Шарона. И тогда про человека, которого называли Бульдозер, еще вспомнят", — уверен он.
Так или иначе, сегодня многие процессы на Ближнем Востоке являются следствием эпохи Шарона — политика, которого уже нет, но который продолжает влиять на ситуацию в этом регионе в целом.
Ариэля Шарона похоронят с воинскими почестями. В эти выходные проститься с бывшим премьер-министром пришли тысячи израильтян. В понедельник в Иерусалиме пройдет еще одна траурная церемония. Для участия в ней прибыли вице-президент США Джо Байден, экс-премьер Великобритании Тони Блэр и спикер Госдумы России Сергей Нарышкин.