На прошлой неделе в эфире "Первого канала" состоялась премьера фильма Леонида Парфенова "Глаз Божий". В двух частях. Фильм посвящен 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. История страны через историю одного музея. Одного из главных и самых популярных. Парфеновские работы всегда довольно сложно уложить в какую-то общую схему "датных" фильмов. Потому что они всегда гораздо шире и глубже конкретного юбилея. Формально "Глаз Божий" — это докудрама. Есть архив, натурные съемки, авторский текст и большое количество игровых сцен. Так много у Парфенова их еще не было. И актеры все сплошь настолько известные, что такому составу позавидовал бы любой художественный фильм. Тут и Олег Табаков в роли основателя музея Ивана Цветаева. И Евгений Миронов в роли Николая II. Молодого Пабло Пикассо играет Петр Налич, а в зрелом возрасте — Владимир Познер (и это, пожалуй, наиболее органичная актерская работа в фильме). Игорь Кваша — Илья Эренбург, Марк Шагал — Владимир Этуш, Ирину Антонову играет Марина Зудина. Есть еще большие и маленькие роли, в которых снимаются известные российские артисты. В этом смысле задача выглядела понятной. Две почти полуторачасовых серии нужно было заполнять различными элементами и привлечь зрителя в том числе и знакомыми ему именами актеров. То есть о сложном — рассказать просто, доступными и для массовой аудитории способами.