Долгие проводы пресекут на входе

Аэропорты просят власти не запрещать проход в терминалы без билета

Как выяснил “Ъ”, Международная ассоциация аэропортов (МАА), РСТ и Общероссийское объединение пассажиров просят не запрещать встречающим и провожающим вход в аэропорты. Изменения вступят в силу с 1 сентября. Источники “Ъ” в аэропортах считают, что это приведет к очередям на входе и ухудшит ситуацию с безопасностью, при этом злоумышленники все равно смогут приобрести билеты. Аэропорты могут лишиться от 20% до 50% неавиационных доходов из-за снижения продаж магазинов и кафе. В Минтрансе подчеркивают, что мера будет носить точечный и краткосрочный характер. Но собеседники “Ъ” отмечают, что запрет будет действовать при третьем уровне безопасности, который тоже формально временный, но регулярно продлевается в аэропортах Москвы и Петербурга уже больше года.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

По данным “Ъ”, МАА (объединяет аэропорты в Москве, Петербурге, Сочи, Екатеринбурге и еще десяти городах) попросила Минтранс не запрещать вход в аэропорты сопровождающим без билетов. Такие поправки к постановлению правительства №1605, регламентирующее транспортную безопасность, вступят в силу с 1 сентября: при третьем уровне безопасности (уже объявлен в аэропортах Москвы и Петербурга) лица без проездных документов не смогут попасть на территорию аэропорта.

В Минтрансе заявили “Ъ”, что мера будет носить «временный краткосрочный характер для конкретного аэропорта и действовать на период наибольшей опасности». Но, как парируют собеседники “Ъ” в аэропортовом сообществе, третий уровень безопасности тоже формально является временным, но на практике регулярно продлевается каждые две недели уже более года.

Как указано в обращении МАА, направленном в Минтранс в начале марта, из-за ограничений станет невозможно провожать и встречать в терминале пассажиров, в том числе пожилых и с детьми, людей с ограниченными возможностями, а также несопровождаемых детей, которых только из Внуково летает более 4 тыс. в год.

Запрет приведет к скоплению людей перед входами в терминалы, что «влечет повышение уровня уязвимости в случае терактов, рост криминогенной обстановки, имиджевые потери воздушного транспорта в целом», говорится в письме. В ассоциации отметили, что на аэропорты Московского авиаузла (МАУ) приходится 50% пассажиропотока РФ, и мера вызовет общественный резонанс.

Недопуск провожающих и встречающих означает убытки для расположенных в терминалах магазинов, банков, аптек и общепита. В МАА заключили, что уменьшение неавиационных доходов аэропортов приведет «к снижению налоговых поступлений и возникновению выпадающих доходов бюджета». По оценке источников “Ъ” в МАУ, аэропорты потеряют 20–30% неавиационных доходов, включая оборот платных парковок. МАА предложила сделать запрет на вход в аэропорты «не обязательством, а правом аэропорта». Но, как отмечает собеседник “Ъ”, в Минтрансе дали понять, что постановление №1603 «не предусматривает никаких прав аэропортов». Более того, даже точечный запрет для физлиц потребует, по его словам, изменения нормативной базы и аэропортовых регламентов.

Другой собеседник “Ъ” отмечает, что злоумышленников ничто не остановит от покупки билета для входа. При этом часть пассажиров все еще приобретает билеты в аэропортах, что поразит их в правах. Наконец, представительства некоторых авиакомпаний расположены только в аэропортах, и их пассажиры не смогут решить свои вопросы не в день перелета.

В МАА и аэропортах МАУ от комментариев воздержались. В Пулково сообщили “Ъ”, что аэропорт будет готов выполнять необходимые требования. «Однако к ограничительным мерам следует подходить обдуманно»,— добавили там. В Пулково отметили, что аэропорт давно работает в условиях повышенных мер безопасности, и все пассажиры проходят досмотр.

Инициатива позволит снизить нагрузку на персонал, заключили там, «но сократится объем оказываемых услуг и неавиационные доходы, которые можно направить на проекты развития и улучшение качества обслуживания».

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) считают, что в случае введения запрета помимо пассажиров с билетами и лиц с разовыми пропусками право на вход должны получить представители туроператоров.

Помимо вопросов логистики и перемещений сотрудники туркомпаний помогают решать проблемы, которые могут возникать у туристов в аэропорту, говорит вице-президент РСТ Дмитрий Горин. Кроме того, в составах групп часто присутствуют маломобильные граждане и дети: «Важно, чтобы их права не нарушались». «Все понимают чрезвычайную важность вопросов безопасности, но ограничения должны быть обоснованы, не нарушать прав граждан и не идти вразрез с целями развития туризма»,— заключает он.

Общероссийское объединение пассажиров выступает против ужесточения, сообщил “Ъ” его председатель Илья Зотов: «Мы не видим корреляции между безопасностью и этим запретом».

Специальные службы аэропортов не справятся с сопровождением тех, кому оно будет необходимо: инвалидов, пожилых людей и пассажиров других категорий для помощи с багажом. Мера выглядит сомнительной и нелогичной, поскольку входы во все аэропорты оснащены досмотровыми зонами и хорошо защищены. Вместо запрета «целесообразнее рассмотреть возможность увеличения количества одновременно работающих пропускных пунктов с рамками для минимизации очередей».

Доходы точек общепита и ритейла в нестерильной зоне могут сократиться до 50%, считает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Столь строгих ограничений нет даже в Бен-Гурионе, «самом охраняемом аэропорту мира». Подобная практика в прошлом вводилась в Узбекистане и Египте, напоминает он, но на Западе к ней не прибегают, поскольку очереди на входе «не улучшают ситуацию с безопасностью».

Айгуль Абдуллина

Вся лента