Превосходство практичных технологий

Кристиан Штрубе — о новом концепте Skoda Vision X

На Женевском автосалоне марка Skoda показала концептуальный гибридный кроссовер Vision X, который удивляет своими многочисленными талантами: он работает на сжатом природном газе (CNG), бензине и электричестве, а привод его, по ситуации, может быть передним, задним или полным. Подобные концепты позволят компании во всеоружии встретить будущее — так считает Кристиан Штрубе, член совета директоров Skoda, ответственный за техническое развитие марки.

— Ваш концепт почти всеяден: при необходимости он переходит с бензина на газовое топливо, а еще до двух километров способен двигаться с помощью электромотора на одних только батарейках. Получается, компания Skoda вовсе не уверена в том, что в будущем электричество станет безальтернативным источником энергии для автомобилей?

— Прогресс — штука сложная. Вы, наверное, знаете, что образец автомобиля, способного ездить на электрической тяге, от батарей, то есть с нулевым выхлопом, как принято говорить сейчас, имелся уже в 1900 году. Его представил Фердинанд Порше. Так что понятие «электромобильности» отнюдь не ново, вопрос в том, в какие конкретные формы оно выльется в обозримом будущем. Мы не хотим заявлять о некоем единственно правильном пути развития. Никто не скажет вам сегодня, как в будущем распределится спрос, какие технологии станут доминирующими, а какие навсегда останутся в прошлом. Наше мнение таково: если мы хотим оставаться крупным игроком на рынке, необходимо рассматривать различные варианты развития событий. И скорее всего, единого магистрального направления не будет: найдется место и бензиновым двигателям, и дизельным, и моторам, использующим газ и другие альтернативные виды топлива, а также гибридам и чисто электрическим машинам. Разные рынки, разные потребители, разные финансовые возможности покупателей. Так что наш универсальный гибрид дает ответ на ваш вопрос: будущее многополярно, не стоит зацикливаться на чем-то одном.

Skoda Vision X

Фото: Сергей Шерстенников

— Первый гибрид марки Skoda должен появиться только в 2019 году. Почему так поздно? Чего вы ждали?

— Мы очень внимательно следим за развитием технологий, однако не пытаемся во всем и всегда быть впереди планеты. Почему? Потому, что первостепенное значение для нас имеет цена вопроса, то, насколько стоимость конечного продукта марки Skoda соотносится с его практическими достоинствами. Мы не используем передовые технологии по принципу «чтоб было». В первую очередь мы оцениваем их с точки зрения своих потребителей. Перспективно, но пока еще слишком дорого? Подождем! Вы правы, наш Superb не будет первым подключаемым (plug-in) гибридом на рынке, однако это не значит, что он не сможет никого удивить. Модель находится в стадии доводки, но мы рассчитываем, что она способна будет проехать на одной только электротяге до 70 километров! Несомненные практические достоинства и разумная цена – вот главные характеристики всех наших автомобилей. В том же 2019 году мы планируем начать производство полностью электрической версии Skoda Citigo, нашей младшей модели из европейской линейки.

— Тем не менее, и полностью электрические автомобили, и гибриды, пока все еще слишком дороги. По крайней мере, если вы хотите рассчитывать на массовый спрос в таких странах, как Индия или Россия. Что вы думаете по поводу таких рынков?

— Так я же вам и сказал, что не существует единого решения для всего мира! Покупателю в Германии важно, чтобы его автомобиль мог более или менее уверенно держаться в общем потоке машин на скоростном автобане, и имел приличный запас хода, потому что люди не считают поездку за несколько сот километров от дома событием. У жителя индийского Мумбая другие условия. Скорость движения – очень низкая, расстояния, как правило, небольшие. Машине, которая вполне будет удовлетворять его требованиям, не нужны ни большая батарея, ни мощный электромотор. Вот вам путь к снижению цены. А про Россию вы, пожалуй, все знаете лучше меня.

Skoda Vision X

Фото: Сергей Шерстенников

— Знаем, и можем предположить, что батарея, которая «отвезет» жителя солнечного Мумбая на работу, в Москве, на двадцатиградусном морозе, не дотянет и до ближайшего магазина.

— Ваши слова только подчеркивают актуальность нашего концепта. Основное топливо Vision X — природный газ, которого в вашей стране имеется с избытком. Электрический привод на задней оси — вспомогательный. Честно скажу, мне очень нравится CNG (сжатый газ) в качестве источника энергии. Технология проверена, она надежна и доступна, ее можно использовать сейчас, вот прямо сегодня. Кстати, каждая десятая Skoda Octavia, продаваемая в Чехии, работает на газе, причем необходимое оборудование было установлено уже на конвейере. Я бы хотел, чтобы все модели из нашего портфолио имели CNG-версии. Это же прекрасно: уменьшать вредное воздействие на окружающую среду за счет снижения уровня выбросов СО2, и при этом еще экономить на заправке! Автомобиль, использующий сжатый газ, предоставляет такую возможность. Хорошая альтернатива дизелям.

— Вы согласны с утверждением, что в современных моделях совершенствуется почти одна только электроника, а уровень развития двигателей внутреннего сгорания и другой механики фактически достиг своего предела?

— На этот вопрос нельзя ответить односложно. Да, автомобильная электроника развивается очень быстро, обеспечивая потребителям и большую безопасность, и больший комфорт. В этом плане сложно сравнивать современные автомобили и машины, выпущенные двадцать лет назад. В то же время есть все основания полагать, что автомобили Skoda с двигателями внутреннего сгорания будут уже в 2020 году примерно на 10 процентов экономичнее нынешних. Так что и по «механике» есть с чем работать.

Skoda Vision X

Фото: Сергей Шерстенников

— А что нас ждет через двадцать лет? Двукратное снижение расхода?

— Если бы я знал. Это так далеко. Более или менее понятны перспективы десяти лет, но я не готов делиться конкретными деталями.

— Хорошо, возьмем проблему ближайшего времени. Есть мнение, что по-настоящему массовому внедрению гибридов и электромобилей, которое пошатнуло бы позиции машин с классическими моторами, помешает элементарный недостаток редких химических элементов, требуемых для изготовления батарей. Существует такая проблема?

— Я регулярно общаюсь с коллегами из отдела закупок, обеспечивающими концерн Volkswagen всем необходимым, и, похоже, что они не видят проблем, которые могли бы помешать реализации наших текущих программ е-мобильности. Ближайшие пять-десять лет упор будет сделан на уже существующие литий-ионные батареи. А там посмотрим. Или вы верите, что дефицит чего-либо способен остановить прогресс?

Беседовал Сергей Шерстенников

Вся лента