Шик повседневности
автомобиль/образ
Женщина за рулем вынужденно аскетично одета. Высокие каблуки, пышные воланы, длинные юбки, широкие рукава и прочие прекрасные вещи она приносит в жертву возможности самостоятельно водить автомобиль. Зато ей доступен особый шик — casual glamour.
Что такое glamour, мы, похоже, уже выучили. И привыкли к тому, что слово это русского аналога действительно не имеет. В отличие, скажем, от всех этих мерчендайзингов и прочих промоутеров. Изначально гламур обозначал роскошь и блеск в духе золотого века Голливуда, но за последние десять лет мир моды, пережив нарочито бедняцкий стиль гранж, стал называть гламурным все, что смотрится элегантным, холеным и, в конце концов, просто дорогим.
Другое непереводимое английское слово — casual вошло в нашу повседневную речь одновременно с гламуром. Его не только трудно перевести, но даже объяснить непросто. Это одежда не то чтобы спортивная и не то чтобы повседневная, а этакая непринужденная, неофициальная, не обремененная условностями и непременно комфортная. Casual, безусловно, американизм. Именно с тотальным американским влиянием связана повсеместная тяга к здоровому образу жизни, любовь к не профессиональному, а оздоровительному спорту, да и просто к комфортной неформальной одежде. Ведь, скажем, такое понятие, как Casual Friday, то есть пятница, когда в офис можно прийти без галстука и даже пиджака, а, наоборот, в свитере и, может быть, даже в джинсах, появилось в Америке и по сей день не слишком прижилось в Европе. Зато именно в Европе появилось такое странное на первый взгляд понятие, как casual glamour.
Чтобы понять, что же это такое, достаточно представить себе одежду для любого вида аристократического спорта — верховой езды, гольфа, катанья на коньках,— перенесенную в обычную жизнь. Только дело в том, что любой вид спорта из аристократического с течением времени превращается в общечеловеческий, и производная от него одежда становится демократичной и комфортной.
На самом деле то, с чего начинал знаменитый Hermes, есть не что иное, как типичный casual glamour. Просто тогда никто таких слов не знал, а ведь одежда для верховой езды, уютная, комфортная и в то же самое время сделанная из самых что ни на есть драгоценных материалов, идеально подходит под это определение. На заре автомобилевождения, когда машина была игрушкой для богатых, существовали так называемые автомобильные пальто, то есть попросту шубы из волка или бобра, которые мы сегодня вряд ли сочли бы удобными, но в те времена они едва ли не приравнивались к спортивной одежде. И это тоже, безусловно, яркий пример все того же непереводимого casual glamour.
Другой наглядный пример — любимая миллионами модников фирма Pucci. Ее основатель маркиз Эмилио Пуччи начал свое дело с создания лыжных костюмов, разумеется, весьма гламурных и, безусловно, очень комфортных, то есть casual. Да и вся его дальнейшая деятельность была направлена на решение одной, но очень важной задачи — совместить элегантность с комфортом. Ему это удалось. Так же, как задолго до него удалось это и Коко Шанель. Все, что делала она,— это, как ни странно, именно casual glamour. Разумеется, кроме ее знаменитого костюма, который, наверное, относится к просто гламуру. Зато все ее трикотажные платья и джемперы, пижамные брюки и юбки в складку были красивы, потому что удобны. Она была убеждена: неудобное красивым быть не может.
Самое странное, что именно с того, что мы сегодня называем casual glamour, начинала свою карьеру и великая сюрреалистка от моды Эльза Скьяпарелли. Ее джемперы с галстуками-обманками продавались под спортивной вывеской, а в действительности были просто-напросто комфортной повседневной одеждой. От нее Скьяпарелли плавно перешла к созданию изумительных в своей красоте и драматизме костюмов.
Несколько лет назад встречное движение гламура и спорта породило новый стиль. И если поначалу спортивные детали или просто предметы одежды запросто замешивались в классический костюм, то сегодня процесс взаимопроникновения напоминает химическую реакцию. Спортивные материалы и ткани используются в гламурных нарядах, и наоборот, то, что еще недавно было принадлежностью исключительно гламура как такового, превратилось в подручные средства для самой что ни на есть casual-одежды. Фирма Tod`s украшает свои знаменитые автомобильные мокасины разноцветными стразами, Ямамото превращает кроссовки Adidas в элегантные высокие сапожки, Наоки Такидзава для Issey Miyake ухитряется даже грубые кеды сделать похожими на старинные ботфорты. Армани использует в кроссовках лакированную кожу. К тому, что все крупные дизайнеры сотрудничают с джинсовыми или спортивными гигантами, мы уже привыкли, а это не что иное, как casual glamour.
Впрочем, есть и такие дизайнеры, которые это понятие выдвигают на щит и принципиально производят одежду исключительно для отдыха и приятного времяпрепровождения. Например, американец Томас Майер, тот самый, что делает дизайн для Botega Veneta. Для собственной марки он создает исключительно купальники, пляжные комплекты, халаты, ночные сорочки, пижамы, пледы, шарфы, полотенца. И все это из тончайших кашемиров, шелкового трикотажа и хлопков высочайшего качества. Конечно, таких фанатов casual glamour не так уж много, но все же в коллекциях большинства дизайнеров можно найти вещи, идеально подходящие под это определение.
Даже в этом сезоне, который выглядит гламурным насквозь. Карл Лагерфельд для Chanel сделал вариации на тему лыжных костюмов из драгоценных шанелевских твидов. Никола Гескьер для Balenciaga и Александр Маккуин сделали куртки-дубленки очень сложного и очень женственного кроя, но тем не менее абсолютно пригодные для вождения машины и даже лыжных прогулок. В коллекции Джанфранко Ферре эластичные брюки напоминали костюм для верховой езды, а короткие блузоны — куртки пилотов. Все модные меха сезона настолько легки и пластичны, что шубы и полушубки могут запросто заменить как легкий вечерний жакет, так и спортивную куртку. А шапки-пирожки от Prada немного напоминают трикотажные лыжные шапочки.
Casual glamour — это то, что, появившись однажды, похоже, останется с нами навсегда независимо от сезонных тенденций и колебаний рынка. Потому что наша жизнь уже изменилась настолько, что мы не можем жестко поделить ее на работу и отдых, вечер и день, будни и праздники. А для такой безумной жизни нам и нужен casual glamour. Потому что по отдельности glamour и casual — это просто скучно.
ОЛЬГА МИХАЙЛОВСКАЯ