Ремесло как искусство

Летний луг круглый год

Хохломская роспись

Знаменитой хохломе около 300 лет. Своему появлению роспись обязана старообрядцам, которые обосновывались на левобережье Волги после церковной реформы. Они стремились сохранить традиции иконописи, и в поисках доступной замены сусальному золоту нашли способ тепловой обработки металлизированного алюминиевого и оловянного порошка с применением олифы. Так появилось уникальное хохломское золото, а сама технология золочения дерева постепенно перешла в быт — стали делать посуду, мебель и предметы декора.

Настоящая хохлома не имеет начала и конца: нельзя понять, где узор начинается и где заканчивается

Технология по-прежнему включает в себя пять операций. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают детали мебели, посуду, вырезают ложки и ковши. Потом изделия сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета. Затем похожие на глиняные заготовки пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Так они становятся матово-блестящими, будто серебряными, и в таком виде поступают в цеха росписи. В хохломе всегда используется только четыре цвета: красный, черный, зеленый и желтый. Настоящая хохлома не имеет начала и конца: нельзя понять, где узор начинается и где заканчивается. Расписанные изделия два-три раза покрывают пищевым лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Так они превращаются в золотые. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

Благодаря певице Людмиле Зыкиной, появилась новая хохлома — с узором на зеленом фоне

С годами хохломские узоры менялись незначительно, но есть исключения. В 1980-е годы, благодаря певице Людмиле Зыкиной, появилась новая хохлома. В знак благодарности за газификацию предприятия певице подарили хохлому с ее любимыми ландышами. Как в традиционный узор вписать эти нехарактерные цветы, художницы думали несколько месяцев и в итоге рассыпали цветы по зеленому фону. Пять лет ушло на то, чтобы доказать искусствоведам сочетаемость новой росписи с традициями, и сегодня на зеленую хохлому приходится около 30% товарооборота семеновской фабрики.

Городская и деревенская

Существует две традиционные школы хохломской росписи — семеновская и ковернинская. Семеновскую хохлому называют городской, здесь мастера склонны к тонким и витиеватым узорам, сложному орнаменту. Ковернинскую называют деревенской хохломой, для нее характерны раскрепощенный узор, свободные кистевые мазки.

Мужское начало

Поначалу хохломская роспись была делом исключительно мужским: зимой, с октября по март, крестьяне севера Нижегородской области пытались занять свое время с пользой для заработка. Женщины взялись за кисти после двух войн прошлого столетия, и хохлома стала другой — более художественной,затейливой, витиеватой.

Елена Краюшкина

«Хохлома — это бренд»

Генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина — о том, как отличить настоящую хохломскую матрешку от китайской подделки, у кого из семеновских художников Денис Симачев «срисовал» хохломской узор и как фабрика с 300-летней историей ищет баланс между сохранением традиций и финансовой стабильностью.

Посетить предприятие, записаться на мастер-класс или экскурсию

ЗАО «Хохломская роспись»

606651, Нижегородская область, г. Семенов, ул. Чкалова, д. 18

Горячая линия: 8800-100-08-52
goldenhohloma.com

Забронировать экскурсию можно по телефонам: +7 (83162) 5-61-41, +7 920 252-72-00 или по почте semenovtravel@yandex.ru

ОАО «Хохломский художник»

606574, Нижегородская область, д. Семино, ул. Фабричная, д. 1

+7 (831-57) 2-46-12, 2-46-67

Городецкая роспись

Первыми красками для городецкой росписи были соки ягод и кореньев: клюквы, черники, солодового корня, коры ольхи

Сначала в деревнях вокруг Городца появилась особенная резьба: в XVIII веке крестьяне украшали осиновые донца (сиденья) прялок резными деревянными фигурками из дуба. Резные прялки становились популярны, и постепенно находчивые ремесленники заменили инкрустацию на подкрашивание фигурок. Так в Городце появилось новое ремесло.

Подкрашивать прялки начинали соками ягод и кореньев: клюквы, черники, солодового корня, коры ольхи. Краски появились позднее, но до сих пор их, как правило, используется пять-шесть цветов: красный, желтый, синий, белый черный, иногда добавляют зеленый. В технике городецкой росписи три этапа: подмалевка (нанесение основного цветового пятна), теневка (прорисовка орнамента), оживка (разделение орнаментов белилами).

В XIX веке два мастера в неделю делали 40 прялочных донец: один был столяром, другой живописцем

В отличие от хохломской, городецкая роспись сюжетна. Чаепитие, барская прогулка, сказочная сцена, застольная беседа — по сути, городецкая роспись с ее наивными, но искренними зарисовками была развлечением того времени, вроде современных комиксов. Чем затейливее и ярче узор, тем дороже было изделие. Краску готовили не на воде, а на жидком столярном клее. Затем расписные донца или другие изделия (кухонную утварь, детскую мебель) покрывали льняным маслом и олифой, а потом просушивали в печи. Два мастера в неделю делали 40 донец: один был столяром, другой живописцем.

В XX веке промысел возрождался непросто: профессиональных художников специально отправляли в Городец для организации художественных мастерских. Современная фабрика «Городецкая роспись» была основна в конце 1930-х как артель «Стахановец», и сегодня ее продукцию знают во всем мире.

Яркий зверинец

Любимое животное городецких мастеров — черный конь. Он фигурирует не только в бытовых жанровых сценках, но и в батальных. Еще один частый герой городецких сюжетов — петух. Кроме привычных для нашей полосы животных и птиц, мастера изображали экзотических — барсов и львов.

Одним штрихом

Городецкая роспись, как правило, наносится без предварительного рисунка сразу кистью, как выражаются искусствоведы, «свободным и сочным ударом». Причем это может быть как широкий мазок, так и тончайшая линия.

Пройти мастер-класс, посетить художественный цех и музей творческой лаборатории

ЗАО фабрика «Городецкая роспись»

Нижегородская область, г. Городец, ул. Набережная, д. 61

Телефон: +7 (83161) 9-71-18
Информацию по экскурсиям и мастер-классам можно узнать по телефонам: +7 (83161) 9-85-37, 9-71-14

Полхов-майданская роспись

Сначала контур рисунка выжигали, а потом заполняли яркими красками

Если верить легенде, на каждом предмете полхов-майданской росписи пылают розы в память о крестьянке Алене из-под Арзамаса. Она была предводительницей предков полхов-майданских мастеров в войсках Степана Разина и во время восстания погибла, а на месте гибели атаманши выросла алая роза. Сама по себе роспись относительно молодая: она появилась в 1920-е годы. А токарный промысел в селе Полховский Майдан Вознесенского района возник гораздо раньше — в конце XVIII века: крестьяне переняли производство деревянной посуды от монахов Саровского монастыря.

Обязательный прием полхов-майданской росписи — так называемая «наводка». Сначала контур рисунка выжигали, а потом заполняли яркими красками. Сегодня рисунок полхов-майданской росписи наносится на изделие тушью. Когда-то краски были масляные и клеевые, а затем их заменили на более яркие анилиновые.

Игрушки-тарарушки

Матрешек в Полхов-Майдане называют тарарушки, то есть несерьезные и пустяковые вещи: в деревянных забавных куколках большой пользы не видели. В росписи тарарушек и других сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».

Контакты

ИП Юртов Владимир Васильевич

607340, Нижегородская область, р.п. Вознесенское, Заводской м/р, д. 8, кв. 14
Телефон: +7 (83178) 6-13-80