Ремесло как искусство

Почему промыслы — художественные?

Чем художественные промыслы отличаются от сувениров и зачем нужно открывать школы фолк-дизайна, рассказывает искусствовед, член Экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области, художник-график, член Союза художников России и член Международной гильдии живописцев Наталья Квач.

— Как менялось понятие народных художественных промыслов со временем?

— До революции и в постреволюционный период понятия художественного промысла как такового не было, были просто промыслы. Они представляли собой особый вид ручного производства: сначала частного, затем артельного, а потом и фабричного. Понятие художественности в крестьянских промыслах, предполагающее не просто изготовление утилитарных изделий, а их единичность, уникальность, возникло в конце XIX века в мамонтовских мастерских Абрамцева и закрепилось уже в советское время. Тогда появилось разделение на промысловый товар массового потребления и товар, который обладает художественностью ценностью как неповторимое единичное произведение. Например, матрешка, расписанная на потоке, не обладает художественностью: если одна мастерица рисует глазки, другая — цветочки, а третья — ручки, в таком случае образ не получается уникальным и художественно полноценным. Тем не менее, в 1960-70-х годах такое «разделение труда» произошло и на фабрике «Сувенир» семеновской росписи, и на других предприятиях НХП. Тогда матрешка стала сувениром и ходовой детской игрушкой, который был доступен по цене и не претендовал на художественность, хотя в это же время работали и мастера, выпускающие уникальные изделия по тому или иному случаю для взыскательного потребителя, который готов был заплатить высокую цену именно за произведение НХП. Вообще в то время на каждой фабрике выпускали как товары массового потребления, так и эксклюзивные, художественные, которые экспонировали на выставках, музеев, а также товары на заказ. Сейчас появилась некоторая путаница в понятиях художественного изделия и простого сувенира и часто второе продается по цене первого. Да и сам образ деревянной куколки часто сомнителен и далек от народного представления о красоте и достоинстве. Вульгарность и избыточность декора часто воспринимается как самоценность. Художественность предполагает прежде всего образную выразительность, гармоничность формы, пропорциональность, целостность произведения в единстве соответствия содержания, формы и функции. Нарушение тех или иных принципов художественной выразительности снижает эстетическую ценность произведения НХП. Некоторые производители об этих принципах и не думают, а некоторые руководители их и не знают.

— Как поменялось качество изделий народных промыслов?

— Если говорить об утилитарном применении изделий НХП, то сейчас в большинстве случаев это исключительно сувенирный товар. Раньше, например, хохломскую чашку можно было использовать для хранения даже соленых огурцов. Потому что тогда эти чашки делались по технологии многократного обжига, лак был вываренный льняной. А сейчас посуда, хотя и экологически чистая, если ее использовать по прямому назначению, быстро выходит из строя. Конечно, на Павловском заводе художественных металлоизделий совсем другая история: металл долговечен, он хромируется и не ржавеет, поэтому столовые приборы производства завода хорошо держатся на рынке. Они были, есть и будут востребованными.

Что касается качества с точки зрения художественности, то во многих промыслах по-прежнему есть товары, рассчитанные на массового покупателя, а есть действительно художественные изделия, вопрос в их соотношении и в цене. Но сегодня ручная работа во всем мире ценится очень дорого. В этом и противоречие: тот, кто ценит и любит товары народных промыслов, часто не в состоянии их купить, а у кого есть деньги, тот предпочитает европейскую продукцию, а не наши промыслы, он так воспитан и мотивирован.

— Как сейчас себя чувствуют традиционные нижегородские промыслы?

— По-разному. Например, если вспомнить семинскую роспись в Ковернинском районе, то фабрики там больше нет, работают отдельные кооперативы, ЧП и мастерицы. Причем есть вещи очень интересные, а есть недоработанные. Особенно сегодня проблемы с токарями и резчиками: если мастерицы по росписи в Семенове еще есть, то резьбой занимается всего один резчик. И иногда мы видим противоречие между изысканной росписью и самодеятельной резной формой. Это связано с тем, что у некоторых современных производителей НХП не хватает вкуса и понимания принципов и эстетики народных промысловых традиций. Интересных, инситных полхов-майданских матрешек, которых традиционно расписывали в Вознесенском районе, сейчас не найдешь: сегодня вознесенцы выпускают что-то среднее, так называемую матрешку «а ля рус», у них работы подчас и красивые, но не самобытные.

А вот городецкая резьба держится очень неплохо, в Городце работают мастера хорошего уровня, которые делают резную игрушку, пряничные доски и панно. Интересно сейчас развивается наше золотошвейное творчество, и вышивальщицы не отстают. Любопытны борнуковские камнерезные изделья. Борнуковцы сегодня возродили промысел из небытия и работают в двух направлениях: эксклюзивно-скульптурном и массово-потребительском. Они делают из натурального камня небольшие вещи, доступные по цене: канцелярские приборы и шкатулки, забавные фигурки разных зверей и животных. Кроме того, в Борнукове открыт музей и разработана экскурсионная программа.

— Кто сейчас целевая аудитория художественных промыслов?

— Раньше промыслы были самой жизнью. Например, деревянные ложки были востребованы в крестьянской, ремесленной, да и в мещанской среде, они были дешевы и пользовались спросом. К концу ХIХ — началу ХХ века изделия промыслов все больше становились эксклюзивными и были уже дополнением к жизни, а не насущной необходимостью. А сейчас это статусный культурный бренд, то, чем мы отличаемся от других народов. Ведь если говорить о потребительской необходимости, то, по сути, ее нет ни в хохломской посуде, ни во многих других изделиях НХП: сейчас этот товар прежде всего удовлетворяет потребность в праздничности, в национальном самосознании. Произведения наших промыслов в лучших вариантах — это действительно праздник для души и радость для сердца.

В советское время потребителями товаров НХП была, как не покажется странным, интеллигенция. В деревнях вы бы не нашли изделий фабрик НХП. Уже тогда, например, для крестьянина хохломская посуда была не дешевой и не практичной. В большинстве ее покупали горожане для украшения квартиры и дачи. А сейчас интеллигенция заметно снизила уровень покупательской способности, а интеллектуальная элита предпочитает заморские товары. И сами промыслы сейчас рассчитаны прежде всего на туристов, отсюда и броскость, обилие украшений, чтобы подороже выглядело.

— Каковы основные проблемы нижегородских НХП? Какие пути их решения вы видите?

— Как вся ручная работа, НХП сегодня стали дорогим производством и товаром. Раньше за основу цены брали себестоимость изделий, учитывались посреднические небольшие накрутки и дотации государства, поэтому продукция промыслов была доступна. Каким образом рассчитывается конечная цена товара сейчас, непонятно. Несомненно, и дерево дорогое, и краски, и кость, и металл, но продавцы нередко так накручивают цены, что наценка посредника оказывается больше себестоимости во много раз, и товар становится недоступным. Конечно, хочется все продать дорого: и художественные изделия, и массовые. Но нужно адекватно оценивать свой товар, и торговые наценки тоже должны быть вменяемыми. Например, городецкая роспись раньше была дешевой, а сейчас доступных изделий почти нет, как и в хохломе, да и в других промыслах такие же проблемы.

Кроме того, продукция должна быть дифференцирована по категориям товаров НХП: массовая продукция, продукция для среднего потребителя, эксклюзивная и музейно-выставочная. Здесь в правильном направлении действует гжельская фабрика фарфора в Московской области. Там производится и товар дешевый, но достаточно художественный, и товар для средних потребителей, и вещи уникальные, дорогие, выставочные. В наших нижегородских промыслах это разделение незначительно. И часто массовое становится малохудожественным или вовсе не художественным. К примеру, казаковская филигрань всегда была дорогая. Но можно, же сделать часть продукции более доступной, найти технологии удешевления посеребренной проволоки, подумать над процессом упрощения трудоемкости формы при сохранении художественности изделий. В конечном итоге возможен дизайнерский, то есть проектный подход в НХП. Если фабрики не пойдут по этому пути, то есть опасность затаривания издельями НХП — кому нужен массовый малохудожественный товар по неадекватным ценам?

Другой проблемой промыслов мне представляется отсутствие условий для развития традиции, общения с профессионалами. В дореволюционный период была крестьянская среда, и традиции воспитывалось с колыбели. В советское время это были конференции и выставки, обмен опытом, наставничество, курирование промыслов специалистами из Москвы, велась серьезная научная работа в области НХП. Сегодня также нужны новые и разнообразные формы обмена опытом, исследовательские работы по НХП. Ведь любая традиция должна развиваться. Поэтому, на мой взгляд, нам необходимо создавать научные центры и школы фолк-дизайна. Эти центры и школы позволят обеспечить изучение народных промыслов и будут содействовать воспитанию уважительного отношения к народному искусству. Есть проблема и с мастерами. Старые уходят, молодежи в промыслах почти не остается, и дело не только в зарплате, но и в статусе профессии. Можете ли вы вспомнить хотя бы один фильм или художественную книгу, где герой был представителем промысла? А если эта профессия не будет популяризироваться, то она и не будет престижной, и промыслы будут сворачивается, как шагреневая кожа. Чтобы изменить ситуацию, нужно поддерживать мастеров, которые не только сами работают в традиции, но и обучают молодое поколение, передают свой опыт. Необходима популяризация и просвещение населения в области НХП.

— Какова роль господдержки в сохранении промыслов и их развитии?

— В советское время многие промыслы были на дотации. Например, ермиловская игрушка — это было уникальное производство. В перестройку фабрика ликвидирована, потому что новым собственникам показалась нерентабельной. Думаю, если поддержки не будет, то промыслы в их фабричном варианте будут исчезать. Сейчас ведь вкладываются только в рентабельное производство. Важно не только финансирование предприятий, но и целевая поддержка мастеров, которые занимаются обучением и участвуют в выставках, создают действительно высокохудожественные произведения. Раньше участие в выставках было престижным, создание именно для выставок изделий вменялось в обязанность мастеру. А сейчас мастера не видят смысла долго работать над выставочным изделием. У нас, например, до сих пор активно принимает участие в выставках только «Хохломская роспись». Произведения НХП закупали музеи, школы, детские сады, государственные предприятия. Сегодня такие закупки не часты.

— Каким вы видите будущее НХП в Нижегородской области? Какие промыслы будут развиваться и при каких условиях?

— Многое будет зависеть от того, будут ли созданы школы художественных ремесел, которые дадут знания о принципах народного искусства, и будет ли целевая поддержка отдельных мастеров. Какие промыслы в регионе сохранятся, а какие нет, сказать сложно: это зависит от владельца фабрики. Например, владельцы семинской фабрики не сумели ее сохранить и развить, городецкая фабрика постепенно сворачивается, переходит на нетрадиционные изделия. Павловский завод художественных металлоизделий точно выживет, потому что их изделия будут нужны всегда. Казаковская филигрань много выполняет под заказ, поэтому у них тоже, очевидно, будет развитие. Но еще один кризис, очередное снижение покупательной способности, сужение рынка — все это может привести к печальным последствиям. Ковернинцы — неизвестно, сколько еще продержатся в хохломском промысле, потому что молодежь почти не занимается росписью. В Семенове с анилином в традиционной росписи сейчас работает только Тамара Карьева. Федосеевскую игрушку тоже делает всего один мастер, и поддержки ему почти не оказывается. Семеновская фабрика, чтобы развиваться, ищет новые формы и заказчиков на свою продукцию. Расширяет свой ассортимент на основе традиции «Хохломская роспись».

Проблем много. Но нет худа без добра: одни промыслы теряют актуальность, а другие возникают. Например, представляет интерес дивеевская игрушка, зачинателем которой стала Наталья Крушинская. Над образами дивеевской игрушки работают уже многие мастера, но станет ли это дело промыслом, пока неизвестно, а очень бы хотелось, чтобы начинание нашло поддержку. Или, например, никогда не была промысловой тряпичная кукла или лоскутная пластика, все это каждая мастерица делала сама для себя и своих близких. А сейчас некоторые мастерские изготавливают такую продукцию для продажи. Появилась вязаная кукла, которая раньше не входила в народную традицию, как и валяная игрушка. В любом случае, народ у нас талантливый, и если что-то пропадет, то что-то другое обязательно появится и будет развиваться, одни промыслы будут заменяться другими. Как мне кажется, жизнь наших промыслов будет бесконечной, как и жизнь самой многонациональной России, только она будет меняться. А вот как все это будет, пожалуй, непредсказуемо.

Беседовала Анна Павлова