Ремесло как искусство

«Встраиваться в современную культуру нужно тонко»

Как сделать художественные промыслы модными и почему в России мало магазинов, в которых представлены изделия НХП, рассуждает председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.

— Геннадий Александрович, что представляют собой народные художественные промыслы сегодня: это сувенирная продукция или вещи, которые могут использоваться в повседневном быту?

— Прежде всего это огромный пласт культурного наследия, причем не только национального, но и всемирного значения. Если в большинстве стран мира изделия НХП воспринимаются в основном как сувенирная продукция, то у нас это в большей степени произведения искусства. Это не удивительно, поскольку на 80% изделия выполняются авторами вручную. Поэтому они стоят дороже, чем обыкновенный фабричный сувенир, и именно поэтому становятся экспонатами музейных коллекций. Хотя отмечу, что в последнее время закупки для пополнения фондов существенно сократились.

Предприятия НХП также выпускают очень много функциональных вещей: посуду и столовые приборы, платки и одежду с национальными мотивами, вазы и панно, шкатулки и даже мебель. Например, ЗАО «Хохломская роспись» делает и расписывает мебель для детских садов.

— В таком случае кто является потенциальным покупателем изделий НХП: иностранные и российские туристы или жители региона, в котором производятся промыслы?

— Конечно, это и покупатель, который может приобрести изделия НХП в качестве подарка. С этой точки зрения предприятия ориентируются на выпуск более дорогих изделий. С другой стороны — это российские и иностранные туристы. Значит, выпускаемая для них продукция должна быть массовой и дешевой, потому что у каждого путешественника есть бюджет поездки и сумма, заложенная на сувениры. На мой взгляд, нужно работать со всеми сегментами рынка, повышая объемы продаж, открывая новые магазины.

— А много ли магазинов, которые специализируются на продаже народных художественных промыслов?

— Только в Нижнем Новгороде четыре специализированных магазина, реализующих изделия народных художественных промыслов. Большинство из них расположены на улице Большой Покровской, а также в крупных торговых центрах. Недавно специализированный магазин открылся во Владимире.

Такое скромное количество магазинов связано с тем, что торговля промыслами — это особая сфера: здесь нет товаров повседневного спроса и ширпотреба. И по-хорошему нужно открывать такие магазины в каждом городе с населением от 800 тыс. человек. На мой взгляд, таким магазинам необходима помощь в виде компенсации затрат на аренду.

Замечу, что многое зависит от позиции руководства региона и от того, уделяет ли оно внимание проблемам НХП. Например, Нижегородская область первой в России осуществила этот проект. С конца 2014 года здесь компенсируется 40% затрат торговых организаций, реализующих изделия НХП, по аренде площадей.

Также перспективным направлением я считаю открытие уникальных для страны музейно-туристских комплексов и музейно-туристских центров, таких как «Город мастеров» в Городце и «Золотая хохлома» в Семенове Нижегородской области.

— Как сделать промыслы, если можно так выразиться, модными и популярными?

— Промысел не догма. Встраиваться в современную культуру нужно, только делать это необходимо тонко. Возможно, следует работать с крупными российскими дизайнерами и модельерами, участвовать в современных проектах. Прекрасный пример того, как промыслы становятся актуальными, — Олимпиада в Сочи, когда национальными мотивами была расписана вся символика. На мой взгляд, также необходима рекламная кампания на телевидении, правда, таких больших денег у предприятий нет, и здесь тоже необходима помощь государства.

Беседовала Александра Викулова