Ремесло как искусство

Больше, чем одежда

Городецкая золотная вышивка

Расшитые золотом кафтанчики-душегреи считались обязательным элементом гардероба состоятельных крестьянок и горожанок

Золотошвейное искусство — одно из самых древних в России, упоминаемое еще в летописях. Городец издавна считался крупным промысловым центром золотой вышивки. Расшитые золотом кафтанчики-душегреи, платки, кокошники и башмачки считались обязательными элементами гардероба состоятельных крестьянок и горожанок, бережно хранились и передавались по наследству.

Городецкие мастерицы знали более 100 вариантов уникальных техник. Работа начиналась с рисунка будущей вышивки на толстой белой бумаге. Затем готовый узор прокалывался по контуру на материи, а мелом обводился отпечаток проколотых точек. После этого бумагу красили отваром шафрана, вырезали все крупные части узора и наклеивали на ткань. Получившуюся «карту» затем зашивали металлической нитью. Подкладывая веревочки, бересту или бумагу, рукодельницы будто «застилали» узор золоченой или серебряной ниткой разного кручения, толщины и тона и таким образом добивались объемной, барельефной вышивки.

Сегодня традиции золотошвейного искусства продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка». Постельное белье и другой домашний текстиль, сувениры с вышивкой, гербы городов и областей, панно с различными сюжетами и видами, расшитая золотом одежда из хлопка, льна и шелка — вот неполный перечень ассортимента фабрики.

«Белоручное» и «черное» рукоделие

В XVII веке в старообрядческих скитах Поволжья рукодельные работы принято было разделять на «белоручное» и «черное». К первому относилась вышивка по канве шерстью и шелком, а также золотное шитье и бисероплетение, а черными работами считалось приготовление холстов и прядение льна.

Вазон с золотыми цветами

Особенность нижегородского золотного шитья — крупный узор с вазоном в центре и раскинувшимися из него листьями, цветами, виноградными гроздьями, а также лентами, бантами и завитками. Изысканность шитья оттеняет бархат и шелк насыщенных оттенков вишневого, чернильно-синего, шоколадного и лилового.

Записаться на мастер-класс и посетить фабрику

ООО «Городецкая золотная вышивка»

606503, Нижегородская область г. Городец, ул. Республиканская, д. 86а

+7 (831-61) 9-00-16, 9-08-18

Узорно-ремизное ткачество

Свое название промысел получил из-за особого устройства ткацкого станка

Этот вид промысла с ярким геометричным орнаментом, известный с древних времен, был особенно распространен на севере Нижегородской области. Свое название промысел получил из-за особого устройства ткацкого станка: ремизой, или ремизкой, называют деревянные планки, между которыми закрепляют так называемые нитченки с петлями, через которые продевали основные нити. От количества ремизок зависит многообразие узора на ткани: чем их больше, тем изысканнее орнамент. Например, на трех ремизах получается простое полотняное плетение вроде рогожки. Традиционные материалы для ткачества — лен, шерсть и хлопок. Главные цвета — белый, синий и красный.

В промышленном масштабе домотканые изделия начали выпускать в 1970-х — в Шахунье Нижегородской области была открыта строчевышивальная фабрика, а в Сяве и Пижме появились ее филиалы. Специально для производства заказали ручные ткацкие станки по старинным образцам. Сегодня созданное на базе фабрики ОАО «Тканые узоры» выпускает больше 100 наименований изделий: портьеры, покрывала, текстиль для сервировки.

Женская доля

Несколько столетий назад все этапы ткацкого производства — обработка льна, прядение и собственно ткачество — были главными способами женского заработка. Ткань была необходима крестьянам не только для собственных нужд, но и как разменный инструмент: отрезами расплачивались за товары и услуги. Девушка на выданье должна была быть умелой мастерицей: искусство прясть и ткать было одним из основных достоинств невесты, а будущих жен парни приглядывали именно во время зимних девичьих посиделок за прялками.

Посетить предприятие и купить продукцию

УЗОР. Luxury store — официальный магазин ОАО «Тканые узоры»

603005, г. Нижний Новгород, ул. Алексеевская, д. 16

+7 (831) 433-83-01

Балахнинское кружево и чкаловский гипюр

Гипюр по ажурности напоминает кружево, но отличается от него технологически процессом

Одним из главных российских центров кружевоплетения на протяжении почти 400 лет считается Балахна Нижегородской области. Местные кружевницы еще в XVII веке подхватили лучшие западноевропейские традиции плетения невесомых ажурных изделий из шелковых, хлопчатобумажных и металлических нитей, добавив собственные уникальные элементы и узоры. В результате получился очень трудоемкий, но впечатляющий промысел.

Из Балахны искусство кружевоплетения распространилось на соседние земли, в том числе на территорию сегодняшнего Чкаловского района. В конце XIX века в селе Катунки появился особый вид вышивки — гипюр, по ажурности напоминающий кружево, но отличающийся от него технологически: мастерицы создают тканый узор, в определенном порядке выдергивая продольные или поперечные нити полотна. Главным элементом нижегородского гипюра являются ромбы.

Традиции по созданию чкаловского гипюра хранит созданное на основе чкаловской фабрики ОАО «Гипюр», выпускающее комплекты постельного и столового белья, а также одежду из экологически чистых хлопка и льна.

Виноградные мотивы

Виноградная лоза, часто со спелой гроздью винограда — один из главных элементов в нижегородском кружевоплетении, считается христианским мотивом. Виноград символизировал счастье и достаток в доме, поэтому вьющаяся лоза часто встречается также в резьбе по дереву, росписи и вышивке.

Посетить предприятие и купить продукцию