#42(545) от 27.10.2003г. Коммерсант
 Аналитический еженедельник "Коммерсантъ-Власть" №42(545) от 27.10.2003г.
ВЛАСТЬ / ЗЕРКАЛО ИСТОРИИ
Москва - Третий Рим, а США - второй: что ожидает западную цивилизацию?
       Глобализация -- явление, относящееся отнюдь не только к современности. Человечество уже имеет подобный опыт существования. Чем он характеризовался и как долго продлился? В чем опасность "параллельной глобализации", которую мы сегодня не замечаем?

       Когда-то очень давно весьма высокоразвитая западная цивилизация породила еще более западную и еще более развитую. Я имею в виду Грецию, великую греческую колонизацию, и Римскую империю как продукт этой колонизации. Точно так же, как Соединенные Штаты стали отпрыском европейской культуры и со временем заняли лидирующее положение в мире, Римская империя подчинила своему влиянию метрополию и многие весьма отдаленные земли, в целом почти всю ойкумену. Ее высокоразвитое законодательство (которое, кстати, стало фундаментом современного европейского и американского) было распространено во все концы необъятной империи, а ее валюта -- сестерции -- стала для современников чем-то вроде сегодняшних долларов. Благодаря развитию единого правового поля латынь считалась международным языком. Стандарты быта римлян распространились во все концы империи. Бывшая колония превзошла греческие государства экономической, а значит, и военной мощью.
       Однако любое государство испытывает внутриполитические кризисы и атаки извне. В Римской империи начались необратимые процессы экономического характера: из полисной структуры, общины равных собственников, выросли огромные латифундии (читай -- корпорации), оплот демократии, сенат (читай -- Конгресс), превратился в потомственный орган власти магнатов. Есть еще один общий для Римской империи и Америки недуг (который в науке называют ангедонией) -- болезнь благополучия, опасная скорее своими лекарствами, чем синдромами. При избытке материальных благ и однообразности существования кто-то ударяется в алкоголь и наркотики, а кто-то, как герои (в том числе член элиты правящего класса -- типичный американский технократ) нашумевшего фильма "Бойцовский клуб",-- в разрушение этого, как им кажется, излишне благополучного мира. Другие же, как и их далекие предки, видя нищету "третьего мира", воспринимают вновь ставшие модными восточные верования и уходят в иную крайность. Так, кстати, в Древнем Риме стали появляться секты, а затем было принято христианство.
       А что мы видим сейчас в США и Европе? Ричард Гир уже буддист и ездит за советом к далай-ламе, а официальной причиной развода некогда стабильных голливудских пар становится нежелание лучшей половины принять новую религию мужа. Париж окутан целой сетью арабских кварталов, жители которых не особенно хотят жить по местным законам (хотя они совсем не прочь попользоваться всеми благами нового гражданства, получая из бюджета дотации на свои безразмерные семьи).
       Однако экспансия восточной цивилизации, особенно исламской ее ветви, идет еще и в агрессивном виде. Если в 455 году варвары разрушили в Риме многие монументальные постройки античности, то трагедия 11 сентября показала нам лицо новой глобальной угрозы. Разница между ними в том, что в наши дни уже невозможно вести борьбу старыми методами, армиями в пограничных боях. Благодаря тому что западные достижения научно технического прогресса стали доступны нынешним варварам, мы сегодня стоим на пороге техногенной катастрофы, когда самая мощная армия мира не в состоянии обеспечить государственную безопасность.
       Важно понимать, что глобализация -- это не только и не столько экспансия крупных корпораций и воплощение универсализма Америки. Глобализация -- это прежде всего объективный процесс принятия оптимальных жизненных норм и стандартов в различных по своим традициям регионах мира. И решающее влияние на ее развитие оказывают не войны, а распространение информации. Это процесс двусторонний и в целом добровольный (именно по этим причинам потерпела поражение такая экономически и технически мощная система, как Третий рейх). Комфорт в смысле одежды, быстрой еды, бытовой техники и даже государственного строя (так называемая западная демократия) -- все это компоненты современных жизненных стандартов. Точно так же, как сегодня интернет, в эпоху раннего Нового времени в странах Европы распространялось газетное дело, мода на зауженные камзолы, завезенную Колумбом картошку и табак, рестораны, римский водопровод. Так же в 1990-х годах в странах Восточной Европы стали происходить демократические реформы.
       Однако, говоря о глобализации в ее американо-европейском аспекте, мы обязаны помнить, что параллельно происходит другая глобализация, но уже более бескомпромиссная, нередко основанная на жестких восточных цивилизационных характеристиках. В ее восточном варианте я бы выделил, по крайней мере, три направления экспансии. Первое -- это вполне добровольная мода на культуру (что соответствует моде на западную одежду, музыку или интернет). Второе, этническое,-- внедрение эмигрантов, в основном арабов, в страны Европы, где они обособленно живут по своим законам, часто пополняя ряды криминальных структур. Третье -- открытая агрессия с использованием антигуманных методов борьбы. В последнем случае речь идет главным образом об исламистах, так как, предположим, Китай или Индия опасны прежде всего нестабильностью благодаря своим демографическим диспропорциям при большой социальной необеспеченности.
       Не стоит забывать еще об одном участке боя -- идейном. Другое существенное достижение западной демократии, плюрализм мнений, может быть также направлен против нее же самой. Для примера можно вспомнить хотя бы выступления в отечественной прессе Гейдара Джемаля, чьи перлы о заказчиках атаки 11 сентября иначе как интеллектуальным терроризмом не назовешь.
       Действительно, многое в западном варианте глобализации вызывает неприятие: и экспансия продукции трансконтинентальных корпораций, негативно влияющая на национальную экономику, и нивелирование многих культурных особенностей, и несовершенство политической системы. Но это уже вопрос выбора, что называется, наименьшего из двух зол. Ясно, что со временем и восточные общества подвергнуться такому же разложению "прогнившей" западной культурой, как и страны бывшего СССР. Но это долгий процесс. Пока интернет, американские фильмы, "металл", кола и фаст-фуд медленно работают с молодежью, она, с детства воспитанная с автоматом в руках, еще многое успеет натворить ради получения рая на небесах (известно, что одному 15-летнему смертнику обещали, что там он получит 40 наложниц-девственниц и $10 тыс.).
       Для того чтобы эффективно противостоять новой угрозе, необходима консолидация. Нельзя допустить второй ошибки, подобной Мюнхену, когда главы части государств наивно полагали, что "это будет миром для нашего поколения" (Чемберлен). Это подход временщиков.
       Коалиции только тогда действенны, когда все их участники сохраняют единство. Но последние события продемонстрировали, что некоторые их участники идут другим путем: шаг вперед, два протеста против начала операции в Ираке назад. Одновременно приходится признать, что США все чаще действуют, не обращая внимания на соседей, но нельзя не согласиться с Маргарет Тэтчер, которая не спешит критиковать однополюсное устройство мира. Кроме того, если какая-то страна решила взвалить решение международных проблем на плечи своих налогоплательщиков, то, может, и не стоит вступать с ней в долю? В любом случае мы уже располагаем историческим опытом, но с большим сожалением приходится подчас констатировать, что даже при общем понимании проблемы дальше дискуссий дело не идет и все происходит по пословице "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Пока же мы остаемся обществом с широко закрытыми глазами.
Евгений Понасенков
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ:
  Москва - Третий Рим, а США - второй: что ожидает западную цивилизацию?
  Самоидентификация российских политиков
   Америка нашла себе нового Христа
   Наш декамерон
  Россия: обыкновенный фашизм?
  Кто и почему победил на выборах 7 декабря 2003 года?
  Что грипп грядущий нам готовит: роль эпидемий в мировой истории
  "Незя" и "льзя": ремейки кинематографические и политические
<% dim conn OpenConnection conn, dsn_webdb,login_webdb, passw_webdb conn.Execute("counters_add 42,2003428026") %>