�����������. ������������ ���

1$  91.8692 �. (-0.1733)
1€  99.45 �. (-0.4714)
1£  116.5177 �. (-0.229)


 / 
 / PHOTO
��������� �� 2001 �.
Концепция федеральной социально-экономической политики в отношении Калининградской области

 

 

Концепция федеральной социально-экономической политики в отношении Калининградской области
Подготовлено Правительством РФ

 

       I. Необходимость проведения особой федеральной политики в Калининградской области
       Калининградская область занимает важное геополитическое положение и играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе. Калининградская область -- это единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами, что обуславливает угрозу хозяйственной и военно-политической изоляции области.
       При этом область имеет экономически выгодное географическое положение, реализация преимуществ которого, в соответствии с принятой Российской Федерацией Стратегией по развитию отношений с Европейского Союзом до 2010 года, выгодна всей России. Калининградская область должна стать российским регионом сотрудничества с Европейским Союзом в XXI веке.
       Опыт социально-экономического развития Калининградской области в течение последних десяти лет, неиспользование и частичная утрата ее экономического потенциала, резкое изменение геополитических и экономических реалий приводят к выводу о необходимости выработки и принятия при непосредственном участии правительства Российской Федерации комплексной стратегии развития региона, рассчитанной на долгосрочную перспективу.
       II. Цели и задачи федеральной политики в отношении Калининградской области
       Главной целью обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Калининградской области является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения области, которое бы создавало условия, исключающие опасность ослабления роли и значения области как неотъемлемой части Российской Федерации.
       Калининградская область должна стать реальным соединительным звеном в интеграционном сближении России и объединяющейся Европы, продвижении российской продукции в страны ЕС, современных производств и рыночных институтов -- в новую Россию.
       Целями федеральной политики в отношении Калининградской области должны стать:
       -- создание в регионе условий для устойчивого социально-экономического развития, в том числе компенсация издержек эксклавного положения Калининградской области в Балтийском регионе и ее анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве;
       -- устранение препятствий для сотрудничества области со странами ЕС.
       Важнейшими задачами обеспечения национальных интересов и безопасности в Калининградской области являются:
       -- подъем экономики области до уровня, обеспечивающего проведение социально ориентированного экономического курса;
       -- налаживание равноправного партнерства с сопредельными государствами, государствами Балтийского региона и Европейского Союза;
       -- укрепление безопасности области в оборонной и информационной сферах.
       Для достижения этих целей необходима последовательная и решительная реализация опережающими темпами на территории области институциональных и структурных реформ на средне- и долгосрочную перспективу, определенных в программных документах правительства Российской Федерации.
       III. Меры федеральной социально-экономической политики в отношении Калининградской области
       1. Улучшение инвестиционного климата
       Решение проблем жизнеобеспечения и социально-экономического развития Калининградской области невозможно без привлечения на территорию региона значительных объемов инвестиций. Для этого необходимо:
       -- осуществить ряд мер институционального характера;
       -- сохранить и усовершенствовать режим особой экономической зоны;
       -- решить инфраструктурные проблемы (транспортные, энергетические, связи);
       -- создать благоприятный визовый режим как для жителей Калининградской области, так и для иностранных инвесторов;
       -- решить экологические проблемы.
       1.1. Институциональные меры
       Недостаток бюджетных ресурсов, необходимых для решения стоящих перед Калининградской областью проблем, требует осуществления на территории региона мер институционального характера, направленных на привлечение в область частных отечественных и иностранных инвестиций.
       Для улучшения инвестиционного климата в Калининградской области необходима реализация ускоренными темпами на территории региона целей экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу, определенных в программных документах правительства Российской Федерации.
       Для реализации этой задачи должны быть внесены изменения и дополнения в федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", направленные на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в регионе. В новой редакции закона должны быть решены следующие вопросы:
       1. Упрощение порядка экспертизы и согласования проектной документации -- переход к экспертизе в "одном окне". Для реализации этой задачи должна быть создана (по решению федеральных органов власти) единая территориальная экспертно-согласующая комиссия. В функции этой комиссии должны входить организация всего процесса экспертизы и согласования проекта, аккредитация частных организаций, оказывающих консультации по подготовке проектной документации. Порядок аккредитации таких организаций может быть введен как федеральными, так и областными органами власти.
       2. Упрощение процедуры регистрации предприятий и организаций, а также регистрации прав на недвижимость -- переход к регистрации в "одном окне". Реализация этой задачи должна осуществляться аналогично с переходом к экспертизе в "одном окне" либо путем вменения в обязанность территориальной регистрационной палате осуществлять регистрацию во всех прочих ведомствах.
       3. Ограничение числа проверок предприятий и организаций контролирующими органами. Необходимо введение порядка, при котором предприятия и организации проверяются одновременно всеми контролирующими органами не чаще одного раза в год и не более одной недели. Необходимо также определение прав хозяйствующих субъектов по обжалованию процедуры проведения и результатов проверок.
       Поскольку все указанные меры в дальнейшем должны быть введены федеральным законодательством на всей территории страны, соответствующие статьи закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" должны носить характер норм ограниченного срока действия.
       Органами государственной власти Калининградской области должны быть решены следующие вопросы:
       1. Улучшена практика лицензирования (по видам деятельности, лицензирование которых находится в ведении органов власти субъектов федерации), в т. ч. проработан вопрос о сокращении перечня лицензируемых видов деятельности.
       2. Созданы условия для расширения возможностей по участию в приватизации региональной собственности: увеличена информационная обеспеченность процесса приватизации, увеличены сроки публикации объявления о торгах, зафиксирован закрытый перечень возможных квалификационных требований к покупателю.
       4. Создана региональная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров в области развития предпринимательства.
       1.2. Функционирование особой экономической зоны
       В целях поддержания в Калининградской области благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата следует сохранить на территории области особую экономическую зону, предусмотрев проведение ряда мер, направленных на повышение эффективности ее функционирования, а именно:
       -- установить в федеральном законодательстве гарантии стабильности развития ОЭЗ на длительный период;
       -- провести инвентаризацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Калининградской области в целях исключения противоречий по применению положений федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" и внести соответствующие предложения о поправках в законодательные акты Российской Федерации и области;
       -- внести изменения в порядок взимания НДС на территории области и упрощенный порядок таможенного контроля и оформления доставки грузов, соответствующий режиму особой экономической зоны.
       Реализации преимущества режима особой экономической зоны может также способствовать заключение договора между Российской Федерацией и ЕС о развитии Калининградской области как региона взаимного сотрудничества. Этим договором могли бы быть введены:
       -- международные гарантии стабильности законодательства по режиму особой экономической зоны в Калининградской области;
       -- применение на территории ОЭЗ стандартов ЕС для определенных видов деятельности и определенных видов товаров;
       -- специальный упрощенный режим оформления документов для посещения области для граждан стран Шенгенского соглашения.
       Для переориентации особой экономической зоны из преимущественно торговой в производственную, для повышения конкурентоспособности особой экономической зоны в Калининградской области по сравнению с другими свободными экономическими зонами Балтийского региона возможно рассмотреть вопрос о целесообразности предоставления инвесторам дополнительных налоговых льгот на территории Калининградской области.
       1.3. Решение проблем транспортного комплекса
       Развитие транспортного комплекса как одной из основных составляющих инфраструктуры является важным направлением улучшения инвестиционного климата Калининградской области и требует федерального участия в решении следующих проблем:
       1.3.1. Улучшение тарифных условий при транзите грузов через территорию сопредельных государств
       Неблагоприятные для области тарифные условия при транзите грузов через территорию Литвы и Белоруссии делают калининградское направление дорогостоящим и ненадежным для стабильной и долговременной работы с грузовладельцами, что оказывает влияние на снижение объемов перевозок грузов всеми видами транспорта. Прибалтийскими государствами проводится дискриминационная тарифная политика по отношению к Калининградской области.
       Необходимость оплаты транзита через территорию Литвы и Белоруссии приводит также к удорожанию пассажирских перевозок, что осложняет возможности сообщения населения Калининградской области с остальной территорией России.
       В перспективе, со вступлением Литвы и Польши в Европейский Союз, Калининградская область столкнется с необходимостью транспортировки грузов через территорию сопредельных государств по транзитным тарифам ЕС.
       Для решения названной проблемы необходимо:
       -- проведение переговоров с Литвой о включении дополнительно, учитывая статьи 5 и 7 Соглашения между правительством РФ и правительством Литовской Республики "О долгосрочном сотрудничестве Калининградской области РФ и регионов Литовской Республики", статьи о едином уровне тарифов при транзитных перевозках по дорогам Литвы в направлении на Клайпеду и Калининград;
       -- проведение переговоров с ЕС о едином уровне тарифов при транзитных перевозках по территории Литвы во всех направлениях включая Калининградское после вступления Литвы в ЕС;
       -- обеспечение МПС России величины суммарного железнодорожного тарифа за провоз грузов по территориям России, Белоруссии и Литвы не выше аналогичного железнодорожного тарифа в прямом сообщении по территории России;
       -- принятие и реализация постановления правительства РФ "Об утверждении порядка компенсации дополнительных расходов Калининградской области, связанных с транзитом грузов и пассажиров в/из Калининградскую область через территории государств Латвии, Литвы и Белоруссии".
       1.3.2. Решение проблем портового хозяйства
       По причине высоких транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры (значительно уступающего портам других государств Балтийского моря) портовый комплекс Калининградской области загружен менее чем на треть.
       Для обеспечения нужд Калининградской области в инфраструктуре морского транспортного комплекса, повышения загрузки калининградского портового комплекса необходимо осуществление модернизации портовых сооружений, строительство новых контейнерных терминалов и терминалов типа "ро-ро", поддержание в современном состоянии морского канала.
       1.3.3. Решение проблем подключения автомобильной и железнодорожной инфраструктуры области к европейской транспортной системе.
       Для включения Калининградской области в систему трансевропейских транспортных коридоров необходимо осуществить целый комплекс мер по реконструкции, строительству автомобильных магистралей на территории региона.
       Следует рассмотреть вопрос строительства автомагистрали "Виа Ганзеатика", которая пройдет вдоль побережья Балтийского моря, частью этой магистрали должна стать трасса от Калининграда до границы с Польшей.
       1.3.4. Решение проблем авиационного транспорта
       Для решения проблем авиационного транспорта следует разработать план реструктуризации авиапредприятия "Калининградавиа".
       1.4. Решение проблем топливно-энергетического комплекса
       Структура регионального топливно-энергетического баланса характеризуется почти полной его зависимостью от поставок энергоносителей из-за пределов области. Генерирующие мощности местных теплоэлектростанций обеспечивают лишь очень малую долю потребности хозяйства и населения региона в электроэнергии, в то время как основная ее часть поставляется Единой энергосистемой России транзитом через Литву и Белоруссию. В силу своего эксклавного положения Калининградская область находится в полной энергетической зависимости от этих государств, через которые также осуществляется весь транзит природного газа, а также большей части жидкого и твердого топлива.
       Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу с энергосистемой ЕС в связи с вхождением в эту организацию существенно снижает энергетическую безопасность области.
       Для полного решения проблем энергетической безопасности Калининградской области необходимо:
       -- строительство базового энергоисточника -- Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт с вводом первого энергоблока мощностью 450 МВт в 2003 году;
       -- строительство второй нитки газопровода и подземного хранилища газа в Калининградской области;
       -- совместно с компанией РАО "Газпром" определение сроков обеспечения области природным газом.
       1.5. Совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры
       Благодаря своему географическому положению Калининград имеет предпосылки для превращения в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющих не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона. Реализация этого направления стратегии позволит существенно улучшить инвестиционный климат в области, повысит роль Калининграда как торгового и промышленного центра.
       Механизм решения проблемы: государственная поддержка процесса модернизации отрасли, разработка комплексной региональной целевой программы, привлечение потенциальных инвесторов.
       1.6. Решение проблемы ограничения свободы передвижения населения области в связи с расширением ЕС на восток
       Расширение ЕС за счет соседних с Калининградской областью государств Балтийского региона приведет к резкому сокращению возможности жителей области в свободе перемещения, особенно при поездках в/из России вследствие ужесточения таможенного, правового, сертификационного и визового режимов. Ограничение свободы передвижения в/из Калининградской области вследствие ужесточения приграничного режима оказывает негативное влияние на инвестиционный климат региона.
       С целью предотвращения возможных негативных последствий данного процесса необходимо заключить с ЕС специальное соглашение по Калининградской области в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, которое обеспечило бы защиту интересов Калининградской области как субъекта Российской Федерации:
       -- требуется договориться о сохранении, в исключение из шенгенских правил ЕС, безвизового въезда для граждан Калининградской области в Польшу и Литву как в сопредельные с регионом страны;
       -- поездки российских граждан в область и обратно с территории России должны осуществляться через Литву и Польшу в безвизовом режиме в рамках действующих в настоящее время договоренностей;
       -- предусмотреть упрощенный визовый режим для въезда граждан Литвы и Польши, а после вступления этих государств в ЕС -- и всех граждан стран, входящих в эту организацию, в Калининградскую область.
       1.7. Решение экологических проблем
       Дополнительным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является экологическая ситуация.
       В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды в ближайшее время необходимо выполнить целый ряд мероприятий по созданию очистных сооружений, улучшению системы водоснабжения, снижению уровня воздействия на окружающую среду производств через внедрение "чистых" технологий, организации единой системы мониторинга окружающей среды.
       Для осуществления перечисленных мероприятий федеральным органам исполнительной власти необходимо договориться о включении Калининградской области в международные экологические программы, в первую очередь проводимые под эгидой ЕС.
       2. Решение проблем отдельных отраслей экономики
       Помимо вопросов. связанных с улучшением инвестиционного климата, в Калининградской области должны быть решены специфические проблемы отдельных отраслей экономики. Речь идет о создании условий для эффективного функционирования предприятий отраслей, имеющих в настоящее время важнейшее значение для экономики региона. Это рыбохозяйственный комплекс, янтарная промышленность, туристическо-рекреационный и агропромышленный комплексы.
       2.1. Рыбохозяйственный комплекс
       Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области, в прежние годы обеспечивавший до трети промышленной продукции и рабочих мест региона, испытывает глубокий спад производства, что обусловлено низкой рентабельностью промысла, неэффективным ходом разгосударствления рыболовного флота, его "бегством" под "удобные флаги", суженностью внутреннего рынка области и трудностями с транспортировкой продукции на остальную территорию России.
       Все виды предприятий не осваивают выделенные им квоты на вылов рыбы в Балтийском море и заливах, что ведет к прямым потерям России.
       В целях поддержания рыбопромышленного комплекса Калининградской области необходимо:
       -- совершенствование механизма распределения квот; одним из путей повышения эффективности калининградского рыбохозяйственного комплекса может стать увеличение удельного веса высокорентабельных объектов промысла в выделяемых квотах;
       -- для повышения эффективности выработки квот необходима разработка концепции отрасли по возвращению рыбодобывающего флота в неиспользуемые и ранее покинутые районы промысла, при этом должно быть научное и экономическое обоснование целесообразности направления флота в эти районы;
       -- для более полной выработки квот на данном этапе необходимо принять меры по облегчению доступа российских судов к рыбопромысловым районам Балтийского моря и повышению загрузки производственных мощностей береговых рыбоперерабатывающих предприятий, в частности, установить упрощенный порядок оформления рыбопромысловых судов с правом многократного пересечения границ территориальных вод в ходе промысла и захода в порты области для выгрузки улова и получения судовых запасов;
       -- для повышения рентабельности рыбохозяйственного комплекса необходимо решение проблемы высоких транзитных транспортных тарифов при перевозке грузов между Калининградской областью и остальной территорией России;
       -- для создания благоприятной среды для реализации областной программы обновления промыслового флота требуется проработка областной нормативно-правовой базы лизинговых операций.
       2.2. Янтарная промышленность
       В целях сохранения в России уникального по мировым меркам производства янтаря необходимо незамедлительное вмешательство федеральных органов власти в дела Янтарного комбината, направленное на его техническое перевооружение и переход к новым технологиям. Необходимо принять меры по пресечению контрабанды сырья и полуфабрикатов из янтаря вплоть до полного запрета их вывоза из Калининградской области на определенный период и временного прекращения эксплуатации карьера (на период до двух-трех лет), отделение месторождения янтаря от предприятия, осуществляющего добычу.
       2.3. Туристическо-рекреационный комплекс
       Перспективным сектором хозяйства Калининградской области является туристическо-рекреационный комплекс.
       Решение таких проблем области, как повышенные транспортные тарифы на пассажирские перевозки по сравнению с конкурирующими курортными зонами, усложнение визового режима при расширении ЕС за счет соседних с областью государств и неблагополучная экологическая ситуация, позволит Калининградской области значительно полнее реализовать свой потенциал развития туризма.
       2.4. Агропромышленный комплекс
       Для решения проблемы развития агропромышленного комплекса Калининградской области необходимо разработать комплекс мер регионального значения, уделив особое внимание:
       -- системе мелиорации во избежание полной деградации земельного фонда;
       -- развитию механизмов финансово-кредитной системы в сфере сельского хозяйства;
       -- модернизации сельскохозяйственного производства на основе его технического переоснащения и внедрения современных технологий во всех отраслях, обеспечивающей выход на качественно новый уровень продуктивности в земледелии и животноводстве;
       -- стимулированию развития перерабатывающих предприятий.
       3. Решение проблем социальной сферы
       3.1. Решение общих проблем социальной сферы
       В социальной сфере Калининградской области основной проблемой последних лет является отставание жизненного уровня населения области от среднероссийского. Область по денежным доходам населения существенно отстает от среднего показателя по России и особенно от соседних государств -- Польши и Литвы. Слабо развита инфраструктура в области образования, здравоохранения, культуры. В области получили более широкое распространение социально обусловленные заболевания, включая наркоманию, алкоголизм, СПИД.
       Демографическая ситуация в области в последние годы характеризуется нестабильным уровнем рождаемости и повышением уровня смертности. Сложная демографическая обстановка в области во многом обусловлена старением населения. Для Калининградской области характерны очень высокие показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.
       Для решения этих проблем необходима разработка комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области, часть объектов которой должна подлежать финансированию из федерального бюджета.
       3.2.1. Проблема социального обеспечения
       Одна из самых нерешенных проблем -- обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. Для поэтапного обеспечения жильем военнослужащих и снятия социальной напряженности в области в рамках президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" необходимо предусмотреть выделение области сертификатов на необходимую сумму.
       Для решения проблемы обеспечения продовольствием, обмундированием, материально-техническими средствами воинских частей и подразделений, дислоцированных на территории области, необходимо:
       -- создать в Калининградской области территориальное управление государственного резерва с запасами продовольствия и материальных средств;
       -- разработать и утвердить проект постановления правительства Российской Федерации "Об исполнении государственного заказа по обеспечению федеральных структур, расположенных в Калининградской области, продуктами питания, одеждой, материальными средствами за счет деятельности местных товаропроизводителей".
       3.2.2. Угроза экологической безопасности и проблема утилизации боеприпасов и военной техники
       В целях утилизации и реновации боеприпасов и военной техники расположенных в регионе арсеналов, баз и складов, принадлежащих Минобороны России в Калининградской области, целесообразно создать центр с правом на утилизацию всех типов военной техники и боеприпасов. Это позволит улучшить экологическую обстановку в области и снизит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

© 1991-2024 ". " "" , all rights reserved.