
34 / КОММЕРСАНТЪ GUIDE / №198/П ПОНЕДЕЛЬНИК 29 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

«РУССКИЕ ГОРКИ» ПЕТЕРБУРГСКИХ СМИ  
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕДИАРЫНОК — КАК И РЫНОК В РОССИИ  
ВООБЩЕ — ТОЛЬКО НАЧИНАЛ ФОРМИРОВАТЬСЯ. О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ,  
ПРОИЗОШЕДШИХ В ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 25 ЛЕТ,—  
В МАТЕРИАЛЕ КОРРЕСПОНДЕНТА GUIDE МАРИИ КАРПЕНКО.

Когда газета «Коммерсантъ» — первое 
частное независимое журналистское 
предприятие в новой России, как редак-
ция сама себя называет,— открыла бюро 
в Петербурге, здесь частные журналист-
ские предприятия уже существовали. За 
три года до появления петербургского 

”
Ъ“, в 1990 году, журналистка Наталья  

Чаплина вместе с группой коллег основа-
ла еженедельник «Час пик». Спустя пять 
лет появилась газета «Дело» во главе с 
журналистом Сергеем Чесноковым — 
одно из первых региональных деловых 
СМИ, учредителями которого выступа-
ли, в частности, двое на тот момент со-
трудников петербургской мэрии — глава 
Счетной палаты Алексей Кудрин и впо-
следствии застреленный вице-губернатор 
Михаил Маневич. Газета «Невское время» 
появилась в 1990 году как орган Ленсове-
та, но с установкой на самостоятельность 
и новый по тем временам критерий — су-
ществование по законам рынка. «Стояла 
задача создания газеты, не зависящей ни 
от партий, ни от властных структур. Вы 
спросите — как так, ведь газета Ленсо-
вета? Ленсовет выступает за полную от-
мену всяческой идеологической цензуры, 
диктат учредителей и карманных редак-
ций»,— писал депутат Александр Саза-
нов, участвовавший в создании «Невского 
времени». По его свидетельству, «оргко-
митет газеты определил для себя отказ от 
дотаций из и так скудного городского бюд-
жета», а право определять жизнеспособ-
ность издания отдали читателям — «поку-
пать или проходить мимо». 

«ВОЗРОДИТЬ ТРАДИЦИИ ЛЕНИН-
ГРАДСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ» Судьба 
этих трех постсоветских «журналистских 
стартапов», которые долгое время были 
самыми яркими городскими издания-
ми, сложилась по-разному, но у каждо-
го — симптоматично. «Час пик» в 1997 
году раздвоился: после продажи новому 
собственнику госпожа Чаплина с частью 
сотрудников начала издавать газету — 
«Петербургский час пик». К тому моменту 
Наталья Чаплина вышла замуж за главу 
петербургского ФСБ, а впоследствии — 
полпреда президента по Северо-Западу 
Виктора Черкесова, что не могло не ска-
заться на политике издания. Особенно 
в период противостояния полпредства 
экс-губернатору Петербурга Владимиру 
Яковлеву. Именно в этот период, в 2000 
году, в Петербурге начало работу первое 
информагентство с федеральным стату-
сом — «Росбалт», которое также возгла-
вила Наталья Чаплина. Его акционерами 
стали АФК «Система», ОАО «Ленэнер-
го» и пивоваренная компания «Балтика». 
Развивать непрофильный для всех трех 
компаний медиаактив они решили спустя 
несколько месяцев после того, как госпо-
дин Черкесов стал полпредом недавно 
избранного президента Владимира Пути-
на. Газета «Дело» не пережила кризиса 

2008 года. «Существует некий пул людей, 
которые помогают газете. Наступили тя-
желые времена, и этим людям стало не 
до благотворительности»,— писал тогда 
петербургский 

”
Ъ“ (см. 

”
Ъ“ от 28.11.2008). 

Главред «Невского времени» Алла Мани-
лова предпочла журналистике политику: в 
2003 году она перешла на работу в Смоль-
ный, став куратором медиаблока в прави-
тельстве Валентины Матвиенко, а после 
вместе с ней ушла на федеральный уро-
вень, получив пост заместителя министра 
культуры. Сама газета наряду с существо-
вавшими с советских времен «Сменой» и 
«Вечеркой» стала активом созданной в 
2004 году «Балтийской медиа группы», а с 

распадом холдинга вместе с ними и умер-
ла. Попытки искусственно возродить эти 
газеты (депутат Борис Вишневский писал 
письмо Владимиру Путину с просьбой не 
допустить закрытия убыточных изданий) 
имели мало общего с законами рынка. 
Идея воссоздания одной из газет — «Ве-
черки» — за бюджетные деньги на базе 
петербургского парламента выглядела не 
более чем пародией на историю появле-
ния «Невского времени», а благородные 
намерения создать рупор для всех пред-
ставленных в парламенте фракций звуча-
ли не более убедительными, чем любимая 
присказка нынешнего спикера ЗакСа Вя-
чеслава Макарова о необходимости «воз-

родить традиции ленинградской журнали-
стики».

СЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ «Собирание 
петербургских СМИ» под крышу «Бал-
тийской медиа группы» (БМГ) в 2004 году 
стало следствием изменений в россий-
ской политике и на медиарынке. Большая 
часть региональных медиа оказалась в 
надежных руках Олега Руднова, бывшего 
руководителя ГТРК «Санкт-Петербург — 
Пятый канал», еще в 1996 году (во время 
неудачной мэрской кампании Анатолия 
Собчака) познакомившегося с Влади-
миром Путиным. В холдинг, помимо трех 
газет, вошли издание «Вечернее время», 
радио «Балтика» и агентство «Балтинфо», 
позже — телеканал «СТО». Общим ме-
стом на петербургском медиарынке счи-
тают утверждение о том, что «Балтийская 
медиа группа» финансировалась акци-
онером банка «Россия» Юрием Коваль-
чуком. После смерти Олега Руднова пост 
гендиректора БМГ занял также близкий 
к Юрию Ковальчуку человек — медиаме-
неджер со скандальной репутацией Арам 
Габрелянов, руководитель холдинга News 
Media. Впрочем, его присутствие в городе 
не было ни долгосрочным, ни результа-
тивным. Моментально закрыв убыточные 
газеты и информагентство, господин Га-
брелянов сосредоточился на электрон-
ных медиа — радиостанции и телекана-
ле. Попытка переформатировать работу 
радио «Балтика» — первого частного пе-
тербургского радио, работавшего с 1990 
года,— обернулась неудачей и привела к 
прекращению самостоятельного вещания 
спустя два года после смерти Олега Руд-
нова. Созданный на базе «СТО ТВ» петер-
бургский филиал телеканала Life пережил 
несколько реорганизаций и закрылся в 
августе 2017 года.

ОСТАЛОСЬ ОДНО НАЗВАНИЕ Закры-
тие «Сотки» для медиарынка стало су-
щественной потерей: долгое время этот 
канал оставался единственным городским 
телевизионным ресурсом, напрямую не 
зависящим от городских властей. Он и 
создавался в 2003 году как частная аль-
тернатива принадлежащей Смольному 
телерадиокомпании «Санкт-Петербург» 
(«Пятый канал»): инвестором проекта вы-
ступал на тот момент гендиректор «Лен- 
энерго» Андрей Лихачев (что связывали 
с его неосуществившимися губернатор-
скими амбициями). В 2006 году оба теле-
канала перешли фактически в одни руки: 
«СТО  ТВ» вошел в «Балтийскую медиа 
группу», а «Пятый канал» оказался про-
дан структурам, также принадлежавшим 
Юрию Ковальчуку и Олегу Руднову (кро-
ме них, по 20% в «Пятерке» получили 
«Северстальгрупп» и «Сургутнефтегаз»). 
В 2008 году, когда банк «Россия» вместе с 
группой «Согаз», «Северсталью» и «Сур-
гутнефтегазом» создал «Национальную 
медиа группу», «Пятый канал» стал одним 

ИМЯ ЕВГЕНИЯ ПРИГОЖИНА В ПРЕССЕ СВЯЗЫВАЮТ С ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ФАБРИКОЙ ТРОЛЛЕЙ», НА БАЗЕ КОТОРОЙ ВЫРОС 
ЦЕЛЫЙ МЕДИАХОЛДИНГ, В КОТОРЫЙ ВХОДИТ НЕ МЕНЕЕ 16 РЕСУРСОВ С АУДИТОРИЕЙ ОКОЛО 36 МЛН ЧЕЛОВЕК

Ю
РИ

Й 
М

АР
ТЬ

ЯН
ОВ


