Прошедшее мероприятие

Прошедшее мероприятие

Девелопмент новой волны. Коммерческая недвижимость

Конференция ИД «Коммерсантъ»

02 февраля 2021 Пресненская наб. д.2, Novotel Москва Сити, зал Москва

Брошюра

Смена потребительского поведения, закрытые границы, удаленная форма работы, негативные настроения населения — все это прямым образом отразилось на мировой экономике, изменив не только подходы к ведению бизнеса, но и вектор развития коммерческой недвижимости. Куда стоит инвестировать и что делать с уже запущенными проектами моллов и бизнес-парков, ведущие эксперты рынка обсудили в ходе конференции ИД «Коммерсантъ».

По мнению социологов, наступает время, когда высокой необходимости в больших просторных офисах, магазинах и ресторанах уже не будет. Пандемия научила нас дистанционному формату жизни — многие компании оценили преимущества удаленной работы, а ритейл переориентировался на онлайн-заказы и быструю доставку. Все это привело к тому, что потребительское поведение современного человека изменилось, обозначил один из ключевых трендов 2021 года модератор, ведущий программ радиостанции «Коммерсантъ FM» Марат Кашин. Конечно же, смена привычек и новые предпочтения потребителей заметное влияние оказали и на рынок коммерческой недвижимости.

«Мы действительно живем сегодня в новой реальности,— продолжил тему член совета директоров, руководитель группы по инвестициям компании JLL Микаэл Казарян.— В первую очередь активный рост демонстрировал сектор электронной коммерции, изменились предпочтения потребителей в области жилой недвижимости. Однако общий негативный эффект от пандемии с каждой новой волной COVID-19 уменьшается, а эффективность вакцины и грамотное управление ограничениями в конечном счете позволяет надеяться на возможность вернуться к нормальному состоянию».

По мнению JLL, среди основных макроэкономических показателей, которые оказывали влияние на инвестиционный рынок России и Европы, следует назвать в первую очередь существенное снижение ВВП: в 2020 году его падение составило примерно 3,6%, но уже в 2021 году ожидается небольшой восстановительный рост на 1,1%. Прогнозируется также стабилизация цен на нефть, что приведет к долгожданному укреплению курса рубля.

Несмотря на опасения и пессимистичные прогнозы, объем инвестиционного рынка в России в 2020 году вырос и составил $4,16 млрд. В 2021 году данный тренд сохранится, специалисты JLL ожидают дальнейший рост объема инвестиционных сделок до $4,5–5 млрд. По словам господина Казаряна, интерес инвесторов к объектам коммерческой недвижимости в прошлом году объяснялся двумя факторами — доступностью заемного финансирования, а также ростом спреда между доходностью высококлассных объектов недвижимости и безрисковой ставкой. Наибольший рост в прошлом году показал сегмент складской недвижимости, а также сделки девелопмента и редевелопмента в жилье. Этот тренд наряду с постепенным восстановлением торгового сегмента сохранится и в текущем году, подытожил эксперт.

Заметная трансформация происходит и в офисном сегменте рынка коммерческой недвижимости. Подавляющее большинство компаний кардинально пересмотрели свое отношение к рабочим помещениям и решились на изменения. 90% обращений от арендаторов сегодня — это запросы на оптимизацию офисного пространства в рамках внедрения гибридной работы, делится опытом партнер, руководитель департамента «Офисная недвижимость» Cushman & Wakefield Наталья Никитина. Конечно, большинство компаний к такому решению подтолкнуло непростое время карантина, но наряду с экономической эффективностью сокращения площади офиса и заботой о сотрудниках пришло и осознание необходимых перемен. Современные арендаторы стремятся к синтезу трех ключевых факторов для работы — гибкости, технологичности и комфорту. Как результат, сокращение площади офиса на 30–50%, передислоцирование в рамках одного бизнес-парка или переезд в другой, более удобный и современный.

Достаточно много запросов у сегодняшнего арендатора к набору технологичных инструментов для организации рабочего процесса, продолжает рассказывать эксперт. Их можно разделить на три тренда — все, что касается работы с офисом, работы с командой и эргономичность самого помещения. Таким образом большое внимание при выборе помещения уделяется наличию таких опций, как дистанционное бронирование рабочих мест, единый мобильный пропуск, электронные доски, различные решения для проведения конференций, онлайн-флипчарты, умное освещение, кондиционирование и т. п. Решающим фактором при заключении сделки по аренде офиса сегодня становится наличие в нем тихих комнат, здорового питания в здании, комнаты для спорта и отдыха, пространств для общения. Все эти нюансы офисного пространства позитивно влияют на работоспособность современных сотрудников.

«У нашего завтрашнего клиента совершенно новые требования не только к недвижимости, но и к жизни в целом,— поддерживает дискуссию президент Becar Asset Management, один из основателей РГУД, член правления “Ассоциации инвесторов Москвы” Александр Шарапов.— Если раньше мы работали с банкирами и инженерами, создавая офисные пространства для них, то сегодня к нам приходят IT-специалисты, веб-дизайнеры и блогеры. Их требования к рабочей среде кардинально отличаются, и нам нужно предложить им совершенно новый продукт. Таким, например, стали проекты коливинга — единого пространства для жизни и для работы. Это новый продукт, но, я уверен, он станет продуктом следующего десятилетия. Мы уже вывели на рынок проект Vertical Hotel, который представляет собой гибрид отеля и коливинга и который уже сейчас пользуется большим спросом у нового поколения. В данный момент в Санкт-Петербурге идет строительство еще 120 тыс. кв. м недвижимости для них — 5 корпусов, 10 тыс. кв. м общественных пространств. Это будет своеобразный город, центр притяжения для молодежи, пространство для жизни и общения. На сегодняшний день именно такие форматы наиболее востребованы на рынке коммерческой недвижимости».

На первый план у любой компании сегодня действительно выходит забота о сотруднике, его интересах и потребностях. Офисное помещение должно быть удобным и комфортным для каждого, кто там работает,— это позволяет поддерживать высокую лояльность человека компании. В связи с этим перед девелопером сегодня стоит главная задача — вывести на рынок такие здания, которые полностью удовлетворят интересы потенциальных арендаторов и нужды их сотрудников.

Для того чтобы успешно конкурировать на рынке в условиях новой реальности, девелопер старается учесть в своем проекте, как будущем, так и действующем, несколько ключевых факторов, рассказывает директор по аренде управления недвижимости компании Millhouse Елена Малиновская. Среди них создание впечатлений, эффективность и эргономичность, гибкий функциональный дизайн рабочего места по принципу «все свое ношу с собой», продуманное сервисное пространство с фокусом на повышение эффективности рабочих процессов. Если крупные компании могут вложиться в переобустройство своего офиса, оборудовав там кафе, спортивный зал и зоны для общения, то небольшие компании такой уровень комфорта для своих сотрудников обеспечить не могут. Всю эту сервисную составляющую современного бизнес-парка реализует девелопер: маленьких компаний на рынке становится все больше, и в перспективе именно они станут будущими арендаторами офисных помещений. А если учесть, что такие компании «молодеют», следует также учитывать тренд на стремление нового поколения на социализацию — больше общественных пространств, зон отдыха и релакса, парков и нестандартных решений, подчеркнула эксперт.

«Для того чтобы привлекать на работу молодежь, действительно нужно постоянно работать с офисными пространствами, как и зданиями в целом,— поделился своей точкой зрения управляющий партнер ГК “Спектрум” Владимир Иванов.— Объекты недвижимости со временем устаревают и чем дальше, тем иначе начинают восприниматься людьми, которые туда приходят. Именно поэтому большой спрос сегодня на переустройство офисов. Радует, что, несмотря на глобальный кризис, связанный с пандемией, запросов от компаний на расторжение арендных контрактов практически не было. Все, кто мог, переехали в меньшее помещение или переделали свой офис под запросы и потребности новой реальности. Сегмент офисной недвижимости продолжит свою трансформацию, поэтому мы довольно оптимистично смотрим на него в будущем».

Гибкость, умение слышать новые запросы потребителей, наличие возможностей и силы воли меняться под них и многофункциональность — основные факторы, которые позволили многим компаниям остаться на рынке в 2020 году. Несмотря на то что их преподносят как нововведения карантинного времени, база для них была создана давно, рассказывает руководитель бюро T+T Architects Сергей Труханов. Несколько лет назад на рынке офисных пространств, например, сформировался тренд Life-Work-Play, о котором уже тогда говорили как о наиболее эффективном, поскольку позволял сочетать в одном здании форматы работы и отдыха. По мнению эксперта, этот принцип нашел свое место в современном подходе к обустройству рабочего помещения. В его составе все тот же ключевой набор из трех факторов — гибкость, возможность выбора и технологии.

Пандемия лишила нас возможности общения с коллегами, друзьями и родными в тех масштабах, к которым мы привыкли. Эта нехватка коммуникации сегодня во многом восполняется за счет организации большего количества общественных пространств — в торговых центрах, местах отдыха и, конечно же, в офисах. Просторные, комфортные, зеленые зоны становятся местами силы для современного человека. Ну а тренд на социализацию подталкивает и рынок коммерческой недвижимости добавлять в свои объекты нестандартные решения, повышая тем самым и их инвестиционную привлекательность.

Директор отдела конференций:
Мария Синдинская +7 (495) 797-69-70

Продюсер:
Екатерина Осипова +7 (903) 660-42-01

Взаимодействие со СМИ:
Римма Дюжева +7 (963) 777-29-88

Партнеры

Партнеры

Генеральный информационный партнер

Генеральный информационный партнер

Информационные партнеры

Информационные партнеры