Прошедшее мероприятие

Прошедшее мероприятие

Фарма-2021. Вызовы и перспективы

Конференция ИД «Коммерсантъ»

10 марта 2021 Пресненская наб. д.2, Novotel Москва Сити, зал Москва

Брошюра

10 марта издательский дом «Коммерсантъ» провел первую в нынешнем году конференцию, посвященную вопросам развития фармацевтической отрасли, «Фарма-2021. Вызовы и перспективы». В ходе первой сессии «Государственное регулирование» представители государственных структур и эксперты фармацевтической отрасли обсудили вопросы государственного регулирования лекарственного рынка.

В своем выступлении член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров отметил, что в новой госпрограмме развития фармацевтической отрасли больше внимания должно быть уделено созданию биологических и патогенетических препаратов. «Российские пациенты нуждаются в инновационных лекарствах, однако пока их производство в РФ ограниченно»,— сообщил он. По словам председателя правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Станислава Наумова, также необходимо продолжать поддерживать производство фармацевтических субстанций. «Пандемия коронавируса, которая привела к сбоям в поставках субстанций из Китая, подтвердила важность полноценной локализации всех циклов фармацевтического производства на национальном уровне»,— констатировал он. Сейчас, по словам господина Наумова, только 10% препаратов, которые обращаются на российском рынке, сделаны на основе российской субстанции. Также, по его словам, необходимо отказываться от процедур госзакупок в рамках ФЗ-44 в пользу, в частности, офсетных контрактов, предполагающих закупки импорта при условии направления поставщиком инвестиций в производство таких товаров внутри страны. По словам Лилии Титовой, главы Союза профессиональных фармацевтических организаций, также важно было бы развивать практику риск-шеринга, когда государство оплачивает полную стоимость препаратов, только если их применение действительно улучшило состояние пациента. Как считает госпожа Титова, новая стратегия развития фармацевтического рынка должна учитывать перспективы появления в России лекарственного страхования. «Пилотные проекты для отдельных групп пациентов в этой сфере существуют уже много лет, однако сейчас благодаря внедрению электронных рецептов стало возможным распространить их на все население»,— отметила она. В то же время, как подчеркнул Александр Петров, даже если этот проект будет внедряться на государственном уровне, он не сможет заработать без участия населения. «Пока же, как показывает статистика, россияне не пользуются при покупке лекарств даже правом получить налоговый вычет,— напомнил депутат.— Мы предлагаем перейти на новую модель. Но сможем ли мы запустить ее к 2023 году, у меня сомнения. Деньги мы найдем, но готово ли общество?» По словам генерального директора компании «Лекарственная экосистема» Германа Иноземцева, внедрение лекарственного страхования в России должно повлечь за собой создание полноценной лекарственной экосистемы. «Она позволит эффективно связать между собой врача и пациента через телемедицинские консультации с помощью электронной медицинской карты, пациента и аптеку — с помощью электронного рецепта»,— отметил он.

Эпидемия коронавируса, помимо создания нового подхода к формированию проекта госпрограммы «Фарма-2030», также способствовала модификации уже существующих подходов к регулированию фармацевтического рынка. Как рассказал в ходе своего выступления замдиректора департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Карен Саканян, в 2020 году из-за появления коронавируса правительство внедрило новую ускоренную процедуру регистрации лекарственных препаратов. «Благодаря этой процедуре пациентам постепенно становятся доступны, в частности, четыре новые вакцины от коронавируса»,— отметил он.

В ходе второй сессии конференции «Фармацевтическая розница» представители аптечного рынка и IT-компаний поговорили о том, как в перспективе будет развиваться коммерческий сегмент российского лекарственного рынка.

В 2020 году рынок розничной торговли и ритейла действительно изменился, впрочем, как и все остальные отрасли бизнеса. Объем интернет-продаж в прошлом году показал исторический максимум — 11% от общего объема ритейла в России. Сегодня, когда большинство ограничений, связанных с пандемией, сняты, этот показатель снизился до 9,6%, но при этом по-прежнему остается высоким для нашей страны, описывает ситуацию президент АКИТ Артем Соколов.

В период самоизоляции, когда основным каналом потребления стала электронная коммерция, появилась потребность вывести в онлайн и лекарственные препараты. 3 апреля 2020 года был принят федеральный закон №105, который внес изменения в федеральный закон №61 («Об обращении лекарственных средств»). Потребители получили возможность приобретать безрецептурные лекарства через интернет-магазины и маркетплейсы, а игроки фармацевтического рынка — ряд проблем, связанных с организацией отпуска своей продукции и его доставкой. Все острые вопросы, связанные с реализацией лекарственных препаратов при помощи каналов электронной коммерции, решило постановление правительства РФ от 16 мая 2020 г. №697, когда регулятор прописал условия и правила розничной онлайн-торговли, а также требования к продавцам. На сегодняшний день идет обсуждение вопросов расширения этих правил и увеличения количества участников фармрынка, имеющих возможность продавать лекарства онлайн.

В июне 2020 года, когда участники отрасли получили разрешение на онлайн-продажу и началась дистанционная торговля, объем проданных и доставленных курьерскими службами товаров составил 227 млн руб. К декабрю эта сумма существенно выросла до 1 млрд 313 млн руб. В общей сложности за прошлый год в России было продано безрецептурных лекарственных препаратов через интернет на сумму 5 млрд 627 млн руб., поделился данными господин Соколов. Средний чек покупки составил 2 тыс. 327 руб. Несмотря на внушительные цифры, доля торговли лекарствами онлайн от общего оборота e-commerce — меньше половины процента.

Выход в мир электронной коммерции стал новой реальностью для игроков фармацевтического рынка. В первую очередь аптекам и фармкомпаниям пришлось пересмотреть свою организационно-управленческую структуру, адаптироваться к новым условиям. «Многие компании в период пандемии показали хороший рост и увеличение выручки. В целом их прибыль выросла на 4%. Определенная просадка в их доходах объясняется тем, что покупатели начали запасаться лекарствами впрок: дефицит товаров аптечной полки в 2020 году продолжался на протяжении полугода — с апреля по октябрь. К тому же многие компании просто не успели адаптироваться к новым реалиям, перестроить свои внутренние процессы,— анализирует генеральный директор “АБЕ Консалтинг” Оксана Айсина.— Одной из причин неопределенности также являлось то, что большое количество сырья и компонентов для производства лекарственных препаратов импортируется. По данным Росстата, в 2019 году в России производилось всего 15% компонентов. В 2020 году главные фармкомпании в попытках закрыть дефицит поставок начали инвестировать в собственное производство. В результате доля отечественного производства выросла на 18% и составила 33%, соответственно, объем зарубежных компонентов снизился до 67%. Таким образом, новая реальность создала для игроков рынка необходимость дистанцироваться, а в конечном итоге онлайн-продажи стремительно выросли, появились новые подходы к сбыту, бесконтактная доставка и возможность продавать лекарства не только через официальные сайты аптек и фармкомпаний, но и через ведущие маркетплейсы».

Сегодня от игроков фармацевтического рынка требуется уделять большое внимание адаптации внутренних процессов. Пандемия уже показала слабые места и уязвимые точки всех без исключения отраслей экономики, необходимо теперь работать над их усилением. Компании, у которых к моменту периода самоизоляции и дистанционной работы не было комплексно выстроенной бизнес-модели, тяжело пережили это время. Проектирование «как есть», выявление узких мест, автоматизация нужных областей и моделирование краткосрочной и дальнесрочной перспективы — основные элементы гибкой системы управления, необходимой всем, кто рассчитывает развиваться на рынке. Именно такой механизм предоставляет компании мощный управленческий инструмент, который влияет на ее адаптивность, гибкость и процветание.

Наряду с необходимостью соответствовать требованиям «пандемийного» рынка и современного покупателя фармацевтическим компаниям пришлось также решать не менее острые и злободневные вопросы с доступом для осуществления онлайн-продаж и доставкой лекарственных препаратов конечному потребителю. С точки зрения электронной коммерции продукция аптек не более чем еще одна строчка в номенклатуре реализуемых товаров. Для представителя же фармотрасли — это стратегически важная составляющая в цепочке обеспечения населения необходимыми средствами для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, подчеркнул разницу в подходах генеральный директор и учредитель сети социальных аптек «Столичка» и аптечной сети «Неофарм» Евгений Нифантьев. Возможность присутствовать в сети Интернет и продавать лекарства онлайн, конечно, создает для игроков рынка дополнительные возможности, но по большому счету рассчитывать на масштабные объемы в этой сфере не стоит. По мнению эксперта, острая необходимость реализации лекарств онлайн надуманная: лекарственное обеспечение сегодня решается силами 63 тыс. аптек, работающих на территории РФ. Кроме того, именно продажа через интернет спровоцировала в 2020 году дефицит товаров с аптечной полки, тогда как в традиционных аптечных пунктах практически все лекарства присутствовали постоянно.

Электронная коммерция на фармацевтическом рынке — это скорее услуга, и все же большинство игроков стремится перевести ее в категорию дополнительного сервиса как для покупателей, так и для самого бизнеса, соглашается с коллегой директор департамента по коммерческим вопросам «Юнифарма» и «Росаптека» Константин Тиунов. Фарминдустрия достаточно консервативна, здесь уже 30 лет работают профессионалы, которые пришли в первые годы формирования отрасли, поэтому создавать новые жесткие меры для контроля за обращением лекарственных препаратов нет необходимости. Взять для примера обязательную маркировку, которая вызывает немало вопросов в процессе ее внедрения: для участников рынка это огромный стресс, особенно с точки зрения ее интеграции в бизнес-процессы, подчеркнул эксперт. Несмотря на то что сама идея повышения прозрачности движения лекарств и пресечения контрафактной продукции достойная, страдают от нее аптеки. На сегодняшний день процесс маркировки более или менее отлажен, представители фарминдустрии функционируют в рамках воли государственного регулятора, но некоторые вопросы все же остаются.

Если вопросы с выходом на каналы электронной коммерции решаются скорее в положительном ключе, то проблемы с доставкой лекарственных препаратов по-прежнему остаются. Заказать лекарства и рассчитывать, что их привезут в течение 15 минут, невозможно. Форма доставки и компетентность курьерской службы по-прежнему выясняются. Остро стоит вопрос ответственности за доставляемый товар.

«Одна из наших приоритетных задач на текущий момент — повысить уровень ответственности за доставку. Не секрет, что многие с сомнением относятся к доставке лекарств курьерами, даже несмотря на то что статус курьеров за прошлый год сильно вырос. И все же лучше, чтобы лекарственные препараты доставлял ответственный штатный сотрудник, специально обученный работать с фармой,— убежден руководитель по развитию фармацевтического направления “Почты России” Максим Енин.— “Почта России”, в свою очередь, предоставит фармацевтическому рынку несколько способов доставки — до ПВЗ, имеющих право хранить ЛС, аптек в интервальном промежутке от 40 минут до 3 часов, магистральную доставку до конечного потребителя напрямую от производителя или дистрибутора, до учреждений здравоохранения, госпиталей, аптек и клинических лабораторий. В апреле мы получаем оптовую фармацевтическую лицензию».

В апреле 2021 года планируется запуск проектов «Почты России» в широкую реализацию. Среди них участие в проекте «Электронный рецепт», который позволит приобретать онлайн рецептурные лекарства, и масштабирование розничных продаж. По словам господина Енина, в отделениях «Почты России» появятся ПВЗ-аптеки, где любой покупатель, заказав лекарства онлайн, сможет забрать их непосредственно на почте.

Привычка современного потребителя покупать онлайн стимулирует фармкомпании заниматься вопросами доставки. Как и в случае с продуктами питания, покупатель хочет, чтобы лекарства привозили ему быстро. На сегодняшний день 3,3% пользователей сети интернет вводят в поисковую строку запрос по поиску лекарственных препаратов со словом «срочно». Еще полгода назад нормой считалась доставка на следующий день после оформления заказа. Сегодня это доставка лекарственных препаратов в 4–5-часовой интервал.

«Мы уверены, что доставку лекарств можно делать быстрее,— говорит руководитель b2b-направления сервиса “Доставка Яндекс Go” Юлия Быкова.— Потребность утолить головную боль, например, такая же сиюминутная, как и чувство голода. Клиенты наших партнеров e-grocery получают свои заказы за 15–20 минут. Вполне естественно, что и лекарства реально получать за такое же время. Сегодня к “Доставке Яндекс Go” подключено более 100 аптек, однако осуществлять экспресс-доставку пока не все готовы. Для того чтобы покупатель получил заказ в течение хотя бы часа, необходимо наличие нескольких факторов, и хорошая плотность аптек — ключевая из них. Еще два важных момента — грамотное управление остатками и актуальное предложение доступных для покупки товарных позиций. Быстрая доставка не менее важна, чем быстрое обслуживание в ресторане».

«Доставка через основные сервисы — это здорово и хорошо, но больше для молодежи. Представители старшего поколения, как правило, современными популярными приложениями не пользуются принципиально, а предпочитают покупать “по старинке” — через официальное представительство компании. Мы живем в такое интересное время, когда выбор товара, способ и место покупки полностью зависит от потребителя. Маркетплейсы, безусловно, приводят новую аудиторию фармкомпаниям, но основной трафик все же идет с основных страниц официальных сайтов аптек и представительств фармбрендов,— подчеркнула коммерческий директор IML Мария Коновалова.— В числе наших сервисов для фармы присутствует доставка, частичная выдача, бесконтактная доставка, доставка в трехчасовых интервалах и прием денежных средств. Одна из задач, которые преследовали аптеки при выходе в онлайн,— возможность предоставления покупателю оплаты как сразу при оформлении заказа, так и при получении товара. Доставить лекарства за 15 минут мы пока не беремся, но работаем с официальными сайтами аптек».

2020 год многих заставил задуматься о своем здоровье и благополучии. Вместе с тем усилился и мировой тренд на цифровое потребление. В США, например, объем инвестиций в цифровые технологии в области здравоохранения за девять месяцев составили $12 млн. Согласно опросам рейтинговых агентств, 34% населения готовы рассмотреть возможность внедрения микрочипа в мозг, еще 32% согласны на медицинское вмешательство в свой организм ради улучшения ментального здоровья. Формируется тренд на Digital Health.

«На российском рынке также наблюдаются интересные проекты в сфере Digital Health,— рассказывает директор по цифровым технологиям и электронной коммерции Lifescan Russia Адиля Ильясова.— Их все можно разделить на три основных направления. Первое из них — тренды на персонализированную медицину и сервисы для пациентов. В этой сфере реализованы проекты для улучшения самочувствия за счет персональных рекомендаций на основе ДНК-тестов, скрининг кожи и дерматологических проблем с помощью AI на основе компьютерного зрения, для определения степени остеоартроза на основе визуального распознавания рентгеновского снимка, AI и опросника, для определения прогноза уровня простудных заболеваний на основе больших данных и AI. А также такие сервисы, как приложение-дневник самоконтроля больных сахарным диабетом, автоматически синхронизирующийся с глюкометром и разработка «Сбер Здоровья», которая позволяет оценить состояние пациента по описанным симптомам или аудио на базе AI. Второе направление — приложения в помощь профессионалам здравоохранения. Здесь разработаны различные симуляторы пациента, возможность получения консультации, сервис выявления и предупреждения заболеваний на основе биотелеметрии. Радует, что государство не осталось в стороне в это непростое время и запустило проект КТ-калькулятора, интегрированного с ЕМИАС и позволяющего сделать экспресс-оценку тяжести пневмонии. И, наконец, третий тренд — это телемедицина. Консультации перестают быть просто консультациями: появились различные сервисы, например, чат-боты с разными специалистами, приложения с оперативным ответом дежурного врача за три минуты для подбора необходимых медицинских услуг и записи к врачу. Интересный проект в этом направлении называется «Модуль здоровья», представляющий собой телемедицинский сервис профилактики и консультации пациентов через сеть киосков с диагностическим оборудованием. Все эти проекты рынка Digital Health полезны всем участникам системы здравоохранения — они экономят время и финансы пациентов и медиков, позволяют выстроить доверительные отношения, повысить информированность и осведомленность населения об актуальных проблемах».

Программа:

09:30-10:00

Сбор гостей. Приветственный кофе

10:00-11:30

Сессия 1. Государственное регулирование

Вопросы для обсуждения:

  • Государственная программа «Фарма-2030» — новые возможности для фармацевтических производителей в рамках господдержки

  • Новые стимулы для локализации производств — опыт дефицита сырья для лекарственных препаратов

  • Принудительное лицензирование — станет ли оно распространенной практикой?

  • Откуда взять кадры — кто будет работать в фармацевтической отрасли через 10 лет

  • Выход на зарубежные рынки — поддержка экспорта и перспективы взаимопризнания клинических исследований

11:30-12:00

Кофе-брейк

12:00-14:30

Сессия 2. Фармацевтическая розница

Вопросы для обсуждения:

  • Дистанционная торговля лекарственными препаратами — что тормозит рост?

  • Перспективы развития маркетплейсов для продаж лекарств

  • Ввоз незарегистрированных препаратов из-за рубежа — риски для покупателей или для продавцов?

  • Аптечный рынок — тренд на консолидацию

  • Цифровые технологии – модный тренд или источник роста бизнеса для фармацевтических компаний?

Директор отдела конференций:
Мария Синдинская +7 (495) 797-69-70

Продюсер:
Екатерина Илюхина +7 (903) 566-68-35

Продюсер:
Екатерина Осипова +7 (903) 660-42-01

По вопросам регистрации:
Евгения Сауткина +7 (903) 527-63-54

Взаимодействие со СМИ:
Римма Дюжева +7 (963) 777-29-88

Партнеры

Партнеры

Информационные партнеры

Информационные партнеры