Прошедшее мероприятие

Прошедшее мероприятие

Финтех эпохи коронавируса

10 июня 2020 ИД «Коммерсантъ», онлайн-конференция

В условиях карантина, связанного с пандемией коронавируса, возросло количество пользователей дистанционных сервисов, покупки и оплаты перешли в онлайн, а крупнейшие интернет-магазины ограничили оплату товаров наличными при получении. Финансовые компании отмечают рост спроса на удаленный доступ к счетам и интерес к инвестиционным продуктам. Но все ли они оказались готовы к дистанционному обслуживанию своих клиентов — один из главных вопросов, ответить на который попытались ведущие эксперты финансового рынка во время встречи из цикла онлайн-конференций ИД «Коммерсантъ».

Оглядываясь на последние три месяца, когда в мире свирепствовала коронавирусная инфекция, и на те вынужденные меры, принятые для того, чтобы сдержать ее распространение, становятся очевидны определенные изменения. Какие-то из них прошли незаметно, другие — существенно повлияли как на экономику, так и на поведение потребителей. Сейчас, когда ограничения постепенно сходят «на нет», мы понимаем, что этот карантин запомнится не только трудностями и неудобствами, которые он принес, но и совершенно неожиданными возможностями. Прежде всего пандемия стала драйвером развития цифровых технологий. Любая из сфер бизнеса, будь то медицина, ритейл, недвижимость или финансы, по-настоящему поняла необходимость инструментов дистанционного обслуживания. Каждый из нас стал очевидцем эпохальных событий, убежден модератор конференции профессор РЭШ, президент СРО «НАПКА», председатель СРО «МиР» Эльмар Мехтиев. По словам эксперта, до сих пор непонятно, когда они закончатся.

Пандемия и предшествующий ей экономический кризис существенно повлияли на рынок финансов и финтеха, соответственно. Прежде всего мировой карантин обвалил венчурные инвестиции в технологическое развитие финансового рынка. По итогам первого квартала 2020 года общий уровень инвестиций упал до отметки 2017 года. Значительно просел азиатский рынок: по сравнению с предыдущим кварталом он опустился на 69%. Даже в Китае, рынок которого считается важнейшим для финтеха, инвестиции упали до рекордно низкого уровня — показателя 2015 года. Что будет происходить с этими показателями дальше, покажет только время, однако надеяться на быстрый обратный скачок в связи с отменой профилактических мер по распространению COVID-19 не стоит, отметил руководитель аналитического отдела Ассоциации Финтех Никита Ломов.

На фоне полного обвала венчурных инвестиций особенно заметен интерес источников финансирования к технологии Blockchain. В Европе, например, расходы на корпоративный блокчейн выросли на 60%. Направление активно развивается и в целом становятся заметны два значимых тренда: построение цифровых валют центральных мировых банков (CDBC) при помощи технологии распределенного реестра и развитие Self-Sovereign Identity — возможность построения идентификации на децентрализованных системах. В США, Великобритании, Франции и Корее тестируются пилотные программы в данных направлениях. Особенно показательна инициатива компаний Кореи и США, которые начали разработку международных стандартов идентификации. Для рынка финтеха это сигнальный факел, показывающий, насколько технология блокчейна эффективна для реализации необходимых финансовым компаниям актуальных задач, уверен господин Ломов.

Печальная ситуация, по словам эксперта, сложилась с платежами. Аналитики прогнозируют снижение выручки на 8–10%. Подобное наблюдалось во время кризиса 2008 года. Происходит сокращение рынка С2В платежей, падение POS-платежей, объемов платежей, осуществляемых с помощью финансовых кошельков, уменьшение объема b2b платежей за счет трансграничного простоя и переориентации цепочек поставок на внутренние рынки. Везде речь идет не менее 30-процентного показателя.

И все же пандемия, как и любой другой кризис, создала не только проблемы, но и возможности. Выросла электронная коммерция, изменившая поведение потребителей, начались предпосылки формирования безналичного общества, появилась потребность в технологиях удаленной идентификации и биометрических решениях — все это положительные последствия карантина. Драйверами роста для финтеха на фоне изменений становятся такие решения, как информационная безопасность, скоринг, Reg Tech и Sup Tech и ряд других. Но в целом наша экономика находится в режиме неопределенности: когда пандемия окончательно закончится и начнется отток к привычной жизни, никто не знает.

Яркий пример того, как общая истерия повлияла на показатели финансового рынка,— ограничение на прием оплаты наличными деньгами. В первом квартале 2020 года стремительно вырос спрос на наличные — увеличился на 5%. После обвала рубля многие попытались сохранить свои сбережения и вывели их с банковских счетов. А потом случился форс-мажор. Минздрав РФ заявил, что деньги могут являться переносчиком инфекции COVID-19. Позже министерство призналось, что научных доказательств по этому поводу у них не было, а ряд исследований различных институтов доказал, что бумажные деньги угрозы для здоровья человека не несут. Тем не менее слухи и постоянно подогреваемая СМИ новость об этом привели к тому, что некоторые регионы ввели административные ограничения на приме наличных: в транспортных компаниях, бюджетных организациях, а чуть позже и в отдельных торговых сетях запретили принимать купюры. И это при том, что работа с наличными для бизнеса экономически выгоднее, чем безналичные расчеты, рассказывает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Переход на безналичную оплату, пусть в ряде случаев и вынужденный, привел к быстрому росту расширения соответствующих платежных сервисов. Внедрять их у себя бизнес пытался не один год, но условия пандемии заставили многих ускорить этот процесс. В итоге безналичные расчеты существенно превысили показатели наличных платежей. Сегодня, когда магазины возобновляют свою работу, ожидается постепенный возврат практики оплаты бумажными деньгами, но показатели этого объема прежними пока не станут, отметил эксперт.

Перекос в сторону безнала сказался и на работе банков. Прислушавшись к пожеланиям бизнеса, Банк России принял ряд мер для их поддержки. С 15 апреля действует временное ограничение на размер эквайринговой комиссии онлайн-покупок — до 30 сентября 2020 года она составляет 1%. Точно такое же ограничение установили и для оказания медицинских услуг. Ряд финансовых институтов, в свою очередь, отказались от своих программ лояльности. Все эти антикризисные меры позволили сэкономить банкам порядка 15 млрд руб. Насколько такие решения помогли в сохранении и развитии бизнеса — большой вопрос. Мировая практика, например, показывает, что подобные меры нужного эффекта не дают.

В любом случае те компании, которые заинтересованы в переходе на дистанционные каналы быстрого обслуживания клиентов, продолжат развивать технологии финтеха на своих платформах. Платежные сервисы как раз одна из них. Банки первыми начали внедрять инструменты дистанционного обслуживания, и на сегодняшний день их внедрение происходит активно. Причем не только финансовыми институтами, но бизнесом и, в частности, ритейлом.

Колоссальные перекосы в спросе потребителей ритейл начал фиксировать с момента введения режима самоизоляции. По оценке президента АКИТ Артема Соколова, подобных изменений на рынке еще не было. Первыми «скакнули» продажи категории фуд и товары ежедневного спроса, в том числе и детский ассортимент. Они выросли в 10 раз! Чуть позже, когда компании начали переводить сотрудников на удаленную работу, в ажиотаже оказались всевозможные гаджеты — компьютеры, гарнитуры, наушники и прочее. А через несколько недель интересы покупателей сместились в сторону товаров для спорта: в считанные дни были раскуплены все коврики, гантели и эспандеры, изрядно поредел ассортимент беговых дорожек. После этого спросом стали пользоваться товары по уходу за собой, а после того, как людям разрешили выходить из дома,— средства индивидуальной защиты.

«Открытие торговых точек и крупных ТРЦ позволяет надеяться на возвращение покупательской активности», — говорит эксперт. Однако резкого отложенного спроса пока не наблюдается: его нет ни в традиционной рознице, ни в онлайн, хотя именно здесь наблюдается 100-процентный прирост новых покупателей. Торговые сети сегодня реализуют 60–80% своего обычного оборота, а значит, люди продолжат покупать онлайн. И, соответственно, расплачиваться дистанционно.

За время карантина рынок ритейла на фоне формирующейся привычки потребителя оплачивать свои покупки дистанционно отметил интересную закономерность — вырос интерес к мобильной коммерции. Покупатель начал выбирать те виды оплаты, которые не требуют наличия терминала. На этом фоне эквайринг в 1% на покупки для онлайн-компаний начал обходиться дешевле, чем привычные решения. Ряд игроков пересмотрели свои рабочие модели оплаты и сделали ставку на финтех, полностью их изменив. Меры по снижению ставки эквайринговой комиссии привели к тому, что электронная коммерция начинает отказываться от наличных денег, терминалов оплаты, показавших свою экономическую непривлекательность, и развивать новые технологии платежей. Так появились удобные сервисы банк-клиентов, а pos-терминальная структура оплаты неожиданно превратилась в устаревшую дискету. E-com сегодня переживает новый виток в развитии технологий, уже сейчас позволивший отказаться от привычной инфраструктуры и перейти на новую, внедрив актуальные платежные сервисы. Для игроков рынка ритейла эти изменения станут стимулами для развития, уверен господин Соколов.

Даже привычные способы предоставления услуг в период пандемии оказались под угрозой: люди начали отказываться от обслуживания тех компаний, которые по каким-то причинам не проявили социальную ответственность. «Одной из задач нашего банка в это время стало проявление заботы о клиентах и оказание помощи людям,— делится опытом директор по инновациям Ак Барс Банка Дамир Галиев.— Мы выступили с инициативой доставлять пенсии домой всем нашим клиентам старше 65 лет. Совместно с “Яндекс.Такси” организовали доставку тестов на COVID-19, транспортировку врачей и продуктов питания всем, кому это нужно. В ответ на запросы клиентов разработали несколько новых программ для удобного взаимодействия с государственными сервисами. Среди них — регистрация и подтверждение учетной записи на портале госуслуг РФ с помощью мобильного приложения Ак Барс Онлайн. Подтвержденная учетная запись позволяет дистанционно подавать заявки на выплату субсидий по безработице и пособия на детей. Группа Ак Барс Банка также проявила заботу о клиентах и разработала специальные продукты, один из которых — страховка на случай заражения коронавирусной инфекцией».

Кризис 2020 года от других отличается наличием большого объема помощи населению и бизнесу от государства, продолжает эксперт. Однако для того, чтобы правильно донести информацию до клиентов, необходимо плотно с ними работать, раз за разом объясняя все условия и нюансы для получения господдержки. Банки и госсектор активно используют цифровые каналы, динамично адаптируясь к новым условиям. Ак Барс Банк, например, одним из первых подключился к технологичным платформам, благодаря которым успешно решались задачи клиентов по вопросам субсидирования процентных ставок аренды дли бизнеса, получения льготных кредитов на выплату заработных плат и так далее. По оценке господина Галиева, эти инструменты финтеха полностью оправдали свою эффективность как сейчас, так и с точки зрения будущего развития банка.

Мощный толчок для активного внедрения технологий финтеха произошел и в самом консервативном сегменте финансового рынка — страховом бизнесе. «В период пандемии страховая отрасль столкнулась с двумя серьезными проблемами,— делится заместитель генерального директора Mafin Елена Перфильева.— Во-первых, неготовность полного цифрового клиентского пути по большинству видов страхования. Исторически на рынке страховых услуг присутствует большая доля офлайн-каналов продаж. На сегодняшний день в онлайне продается всего 5% услуг. Во-вторых, большая доля партнерских продаж, что формирует глобальную проблему отрасли в целом, не связанную конкретно с пандемией, но влияющую на рынок. Большое количество посредников усложняет и делает непрозрачными процессы взаимодействия и обмена информацией между страховой компанией и конечным клиентом. Это становится причиной неудовлетворенности клиентов и открывает возможности для мошенничества».

Благодаря режиму самоизоляции и изменениям, которые начали происходить на рынках, страховому бизнесу пришлось столкнуться с необходимостью максимально ускорить переход в цифровой режим. До эпидемии мало у кого из страховщиков по основным продуктам был реализован онлайн клиентский путь продаж. Компании были вынуждены ситуативно подстраиваться под новое потребительское поведение.

Цифровизация процессов и внедрение инноваций имеют высокую актуальность для дальнейшей стабилизации отрасли. Страховые игроки, которые быстрее внедряют цифровые технологии, меняют привычную структуру распределения прибыли на страховом рынке, обеспечивая наиболее технологизированным игрокам беспрецедентные преимущества.

Страховой сервис Mafin стал наглядным примером иншуртех-проекта, который стал максимально актуальным в этот кризисный период. Сервис получил существенный рост во время эпидемии: продажи продуктов растут, идет активный набор кадров и бэклог проектов разрастается. Mafin изначально (в 2018 году) выходил на рынок с реализованным решением полноценного перехода клиентского пути в онлайн-формат с применением алгоритмов машинного обучения, CNN и Big Data. По словам эксперта, эти технологии позволяют минимизировать потребность в посредниках, снижают вероятность мошенничества и обеспечивают прозрачность взаимодействия и повышение качества обслуживания конечного клиента. Таким образом компания получает широкие возможности использования индивидуального скоринга и анализа больших данных, а клиент — персональное предложение, полноценное онлайн-обслуживание и достойную цену на услугу страхования.

Примечательно, что, несмотря на опять же вынужденное внедрение технологий финтеха в бизнес-процессы страхового бизнеса, начало формирующимся трендам в этой отрасли положено. Прежде всего продолжат развиваться онлайн-каналы продаж, поскольку современные клиенты все чаще выбирают бесконтактные способы взаимодействия. Особое внимание будет сосредоточено на оптимизации всех бизнес-процессов клиентского пути, а спрос на IT-кадры и развитие технологических решений страховой отрасли — неизменно расти. Ну и, конечно, продолжится внедрение технологий в партнерские каналы продаж, подытожила госпожа Перфильева.

В контексте пандемии изменилась расстановка сил и на рынке частных инвестиций. На Московской бирже сегодня зарегистрировано 5 млн брокерских счетов! Несколько лет назад такая цифра казалась недостижимой, говорит директор по стратегии инвестиционного холдинга «Финам» Ярослав Кабаков. Частные инвесторы, приходя на рынок, начинают покупать активы. В связи с этим остро выросла потребность в грамотном консультировании по вопросам выгодного вложения финансовых средств. «Что покупать, чтобы не потерять и при этом заработать?» — главный вопрос на повестке дня. Соответственно, инвесттех активно начал вкладывать средства в технологии, позволяющие настроить удобный канал для инвестиционного консультирования. По оценке эксперта, ставка сегодня делается на искусственный интеллект как с точки зрения разработки, так и реализации. В итоге направление пополняется новыми рабочими продуктами: в США, например, запущен проект развития экосистемы по дополнительным инвестиционным программам, который позволяет вкладчикам оптимизировать свою торговлю. В России начал работать сервис оценки качества торговли проекта. Это полноценный механизм по оптимизации сделок, торговли на рынке частных инвестиций. Оценка качества анализирует поведение самого трейдера и большей части участников торгов и в результате выдает вкладчику наиболее успешную стратегию.

Совершенно неожиданно пандемия стала драйвером развития цифровых технологий. Активизировались они и на финансовом рынке. В дальнейшем финтех пойдет по пути развития новых инструментов и модернизации существующих решений. А для того, чтобы тренд на активное внедрение не прошел так же внезапно, как и начался, рынкам необходимо работать над просвещением клиентов и партнеров, рассказывая, как это работает и какие привилегии способно привнести в работу.


Директор отдела конференций:
Мария Синдинская +7 (910) 447-01-15

Продюсер:
Екатерина Илюхина +7 (903) 566-68-35

Взаимодействие со СМИ:
Евгения Семилетова +7 (977) 728-28-98

Делегатское участие:
Евгения Сауткина +7 (903) 527-63-54

Партнер

Партнер

Информационные партнеры

Информационные партнеры