Социальные сети

Прошедшее мероприятие

Прошедшее мероприятие

Арт-вечер

Закрытый клуб ИД «Коммерсантъ»

31 января 2020 Москва, ул. Тверская, 3, Арт-центр CUBE, в здании отеля The Ritz-Carlton, Moscow, -2 этаж

Российские эксперты из сферы арт-бизнеса, оценки, страхования и передовых технологий поговорили о трендах современного искусства, способах заработка художников, ценности произведений искусства и о критериях ценообразования. Это был запоминающийся арт-вечер, настроение которого создавали коктейли от французского коньячного дома Rémy Martin.

В 2019 году было продано около 70 тыс. произведений современного искусства. Это 15% от мирового художественного рынка в целом. По оценкам экспертов, этот процент в будущем станет еще выше. На фоне активного интереса коллекционеров к картинам растут и цены на их создателей — современные художники порой продают свои работы за многомиллионные гонорары.

Иерархия ценностей произведений искусства на данный момент нарушена, отметил Михаил Каменский, российский искусствовед, академик Российской академии наук. Работы мастеров, признанных классиков живописи, таких как Винсент Ван Гог или Леонардо да Винчи, например, могут оцениваться в более низкую стоимость, чем произведения отдельных современных художников. Скорость, с которой последние становятся популярными и обрастают славой новых классиков в наше время, очень высока. Молодому художнику достаточно оказаться в центре внимания средств массовой информации — и это уже большой шаг на пути к успеху. Добавим к этому грамотное продвижение себя и своих работ в интернете, поддержку известных галерей и музеев. Возможности XXI века позволяют деятелям искусства стать «звездой» уже в 25 лет, подчеркнул эксперт.

На формирование ценности работ современного искусства, впрочем, как и на весь художественный рынок в целом, существенно влияет политическая ситуация в мире. Стоимость произведения также напрямую зависит от того, что происходит в городах—центрах формирования мировых трендов. Например, одна из самых авторитетных ярмарок современного искусства Art Basel Hong Kong, которая ежегодно проводится в Гонконге уже шесть лет, в нынешнем году отменена из-за угрозы эпидемии коронавируса. Развитию художественного рынка нанесен огромный ущерб.

Зависимость современного искусства от политических событий, информационных ресурсов, личного восприятия общества того или иного художника подтвердила и сооснователь Арт-центра Cube.Moscow, коллекционер Елена Белоногова. Дополнительно эксперт обратила внимание участников арт-вечера на такие актуальные тренды развития рынка, как возраст покупателей и роль галерей в процессе формирования спроса на живопись. По словам госпожи Белоноговой, большую часть картин, проданных в 2019 году, приобретали представители поколения миллениалов. Примечательно при этом, что стоимость каждого из лотов не превышала тысячи долларов.

Современный покупатель становится более образованным, отметила эксперт. Именно поэтому в среде коллекционеров произведений искусства роль галерей и музеев сегодня особенно сильна. Они выступают своеобразным фильтром, который предлагает покупателям уже отобранные, ценные и актуальные картины или скульптуры. В свою очередь, галереи и музеи заботятся о том, чтобы представлять у себя талантливых и интересных художников. Другими словами, достойное искусство.

По мнению галериста, коллекционера Полины Аскери, такое понятие, как «достойное искусство», оказывает непосредственное влияние на формирование ценности и стоимости произведения автора. Работа должна быть актуальной, соответствовать трендам живописи, быть понятной аудитории и говорить с ней на одном языке, отсылать к современным проблемам, причем не только художника, но, возможно, человечества в целом. Сегодня это модно, поэтому у художника, который отвечает требованиям достойности в своих работах, больше шансов договориться с галереями и музеями о поддержке.

Несмотря на это, процесс ценообразования произведения искусства в рамках реализации его галереей или представленности в музее больше технический. Когда современный художник приходит со своими работами, то сам зачастую не понимает, сколько они должны стоит. У него есть свое представление о выручке, которую он хочет получить, но оно, как правило, отличается от действительности. Конечную же цену на его картины определяет команда галереи — куратор выставки и менеджеры, отвечающие за бизнес-план реализации экспонатов. Это те специалисты, которые в принципе понимают, что происходит со спросом на данного автора, и могут спрогнозировать перспективы его дальнейшего продвижения на российском и мировом рынке.

Требования к подбору коллекций произведений современного искусства действительно высоки. Музеи, например, регулярно получают запросы на организацию выставки как от художников, так и от коллекционеров. Некоторые представляют себя сами, другие приходят от лица наследников известного автора, третьи стремятся показать миру сокровища, хранящиеся в сейфах. При этом каждый заверяет, что это будет супер, мега, популярная и востребованная выставка, отмечает директор Московского музея русского импрессионизма Юлия Петрова. На этом фоне музеям приходится быть осторожными и просчитывать все возможные последствия от таких проектов. Основная цель художника и коллекционера — продать свои работы, в то время как музеям заниматься коммерческой деятельностью запрещено. Приходится тщательно выбирать коллекции, ответственно подходя к этому вопросу.

Закономерно возник вопрос, как современным художникам в таких условиях удается зарабатывать. Присутствие в музеях, поддержка галереи — одно из самых выгодных сотрудничеств для автора, способных обеспечить ему финансовое благополучие и профессиональное развитие. Максим Гошко-Даньков, современный художник, частично согласился с этим, но отметил также, что далеко не всем подходит этот путь. Есть художники, которые чистой прибыли предпочитают творчество и более широкую самореализацию. Модели заработка при этом могут быть разными. Многие продвигают себя самостоятельно при помощи социальных сетей — алгоритм Instagram, например, при наличии регулярных постов позволяет долгое время быть в центре внимания. Другой вариант — коллаборации с крупными компаниями. Особенно востребовано это направление в сфере ритейла. Ну и, конечно, всегда есть возможность получить тендер от государственных структур.

И еще один важный аспект формирования коллекций и способов заработка на произведениях современного искусства — заинтересованность инвесторов. Известно, что личного интереса к экспонатам у них нет. Для инвестора важен потенциал получения прибыли, поэтому искусство в мире инвестиций считается активом с низким уровнем риска. Покупать его легко, а вот продавать сложно, отметил международный эксперт по альтернативным инвестициям Жеральд Отье. Инвесторы в основном используют произведения живописи и скульптуры как защиту своих активов от инфляции и финансового кризиса, последствия которых в первую очередь негативно сказываются на традиционном классе активов, подчеркнул он.

Тем не менее 12% инвесторов включили искусство в свои портфели. Это вдвое больше, чем 10 лет назад. Более того, в период следующих пяти лет ожидается выход на мировой рынок новых миллионеров: 35% в Индии, 28% на Филиппинах, 32% во Вьетнаме, 22% в России. Соответственно, увеличится количество предпринимателей, заинтересованных в приобретении таких альтернативных активов, как произведения современного искусства. На сегодняшний день оно становится все более популярным.

Неизменным остается только один вопрос: как инвестору правильно выбрать современного художника? Многие концентрируются на таких показателях, как эстетика, уникальность и редкость. Господин Отье, в свою очередь, еще раз обратил внимание на то, что инвестирование в искусство никакого отношения к нему не имеет. По мнению эксперта, присматриваться нужно к деятельности крупных музеев и авторитетных галерей: если они проводят выставку малоизвестного художника, несмотря на то что тот находится в начале своей карьеры, значит определенно стоит навести о нем справки.

С точки зрения коллекционирования искусства, помимо ценности работы, следует выделить такой критерий, как эмоциональная составляющая. Прежде всего картина должна нравиться его обладателю, уверена коллекционер и сооснователь Арт-центра Cube.Moscow Елена Белоногова. Даже если она от неизвестного художника, вопреки тому, что ее цена может со временем упасть, и несмотря на то, что ее автор больше не продаст ни одной из своих работы. Каждое произведение искусства, которое покупает человек, отвечает на конкретную эмоцию, уверена эксперт. Чем больше в доме коллекционера таких материальных выражений его личных эмоций, тем полнее его жизнь.

К сожалению, культура потребления искусства в России на сегодняшний день очень низкая. Людям нравится ходить на выставки и любоваться картинами, но покупать их они не спешат. Эксперты сферы арт-бизнеса надеются, что в скором времени эта ситуация изменится, тем более что все предпосылки для этого уже есть.

Руководитель отдела конференций:
Мария Синдинская +7 (495) 797-69-70

Делегатское участие:
Анна Габриелян +7 (963) 976-10-57

Менеджер по внешним коммуникациям:
Анастасия Откидач +7 (939) 666-17-77

Партнер

Партнер

Организационный партнер

Организационный партнер

Мерч-партнер

Мерч-партнер

Анимационный партнер

Анимационный партнер

Информационные партнеры

Информационные партнеры