Газета ''Коммерсантъ'' на главную
 КОММЕРСАНТ  №237 (4778) от 19.12.11  
Фото: Василий Шапошников   
 Несмотря на то что Владимир Лисин еще не стал официальным владельцем 75% акций ПГК, он уже блокировал выплату более 5 млрд руб. дивидендов ее текущему собственнику — ОАО РЖД
Владимир Лисин лишил РЖД дивидендов
от Первой грузовой компании
Несмотря на то что Владимир Лисин еще не стал официальным владельцем 75% акций Первой грузовой компании (ПГК), он уже блокировал выплату более 5 млрд руб. дивидендов ее текущему собственнику – ОАО РЖД. Более того, источники "Ъ" утверждают, что будущий акционер уже определился с основными кадровыми решениями в отношении менеджмента компании, а также принял решение передать часть вагонов ПГК своему оппоненту по аукциону – Геннадию Тимченко. Официально сделка по продаже акций ПГК будет закрыта до конца года.

Совет директоров ОАО ПГК решил не выплачивать дивиденды по результатам девяти месяцев 2011 года, говорится в официальном сообщении компании. Ни в ОАО РЖД (владеет 100% акций ПГК), ни в самой ПГК официально ситуацию комментировать не стали. Согласно отчетности, в третьем квартале ПГК удалось заработать более 5 млрд руб. чистой прибыли.

Собеседник "Ъ" в монополии утверждает, что выплату дивидендов заблокировал будущий владелец 75% акций ПГК – транспортный холдинг UCLH Владимира Лисина. "По договору купли-продажи акций, решения, связанные с выплатой дивидендов с момента проведения аукциона до юридической продажи акций, должны согласовываться с будущим владельцем основной доли",– говорит он. Компания продавалась с определенными финансовыми результатами, поэтому решение не выплачивать деньги было единственно возможным в рамках подписанного договора, утверждает один из менеджеров UCLH.

Аукцион по продаже 75% акций ПГК состоялся в конце октября. Победителем торгов после первого шага была признана Независимая транспортная компания, входящая в UCLH. Другие претенденты – "Трансойл" Геннадия Тимченко и "Нефтетранссервис", подконтрольный братьям Аминовым и Алексею Лихтенфельду, не стали торговаться. Теперь НТК должна заплатить за пакет его стартовую цену – 125,5 млрд руб. Как говорят собеседники "Ъ", сделка будет закрыта на последней неделе года. Это подтверждает и менеджер UCLH.

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
До момента получения акций UCLH не вмешивается в оперативную работу ПГК, утверждает представитель холдинга. Команда менеджеров ПГК работает в полном составе, на заседании совета директоров обсуждался вопрос выплаты ей годовых бонусов. Вместе с тем участники рынка утверждают, что уже решен вопрос о назначении нового главы компании – вместо Игоря Асатурова ПГК возглавит гендиректор Независимой транспортной компании Александр Сапронов.

Кроме того, ПГК начала забирать у арендаторов цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов, говорит гендиректор агентства Infoline-аналитика Михаил Бурмистров. По его словам, ПГК отзывает около 10,5 тыс. вагонов у Транспортно-логистической компании (обслуживает потребности "Востокнефтетранса", "Трансойла", НК "Альянс", "Газпромнефти" и других компаний, входит в топ-20 крупнейших по объемам перевозчиков) и около 3 тыс.– у Универсальной транспортной корпорации (входит в топ-30 операторских компаний, клиенты не раскрываются).

Основным претендентом на часть отзываемого парка является "Трансойл". По данным Михаила Бурмистрова, компания может получить с 1 января от ПГК около 8 тыс. цистерн в аренду (сейчас арендует около 2 тыс. вагонов, общий парк – 30 тыс.). "Соответственно, может получиться, что ПГК, передавая отозванные вагоны в аренду "Трансойлу", поможет компании дважды: увеличит ее парк и уберет с рынка конкурентов, чей бизнес основывался на аренде вагонов ПГК,– полагает эксперт.– Быстро найти на рынке или купить такое количество вагонов ни ТЛК, ни УТК не удастся". Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" не верит в то, что Владимир Лисин полностью откажется от управления парком цистерн: аналитик полагает, что смена арендатора может быть лишь временным решением.

Александр Панченко