"Корсар" взялся за старое

ДЕЖАВЮ

21 июня в Большом состоится премьера "Корсара" — последнего балета классического наследия, который до сих пор отсутствовал в репертуаре театра.

"Корсар", впервые поставленный в Парижской опере хореографом Жозефом Мазилье по мотивам поэмы лорда Байрона на музыку Адольфа Адана,— классика, что называется, второго ряда. Уж слишком много перелицовок претерпел этот балет за полтора века, чтобы считать его хоть сколько-нибудь похожим на оригинал. Особо активно над ним поработали в России: одних композиторов, кроме Адана, наберется человека четыре, а балетмейстеров (начиная с вездесущего Мариуса Петипа), дополнявших хореографию своими номерами, и вовсе не счесть. Потому что именно этот эклектичный спектакль, в котором от Байрона сохранились разве что профессия героя да национальность героини, во все времена оставался кассовым хитом.

В "Корсаре" соединялись эротизм Lido, аттракционы Дэвида Копперфильда и стерильная гармония классического балета. Там полуобнаженные рабыни в прозрачных покрывалах танцевали на восточном рынке перед сластолюбивыми покупателями и не менее сластолюбивыми зрителями; красавица героиня преображалась в мальчика-травести, исполняя знаменитый номер "Маленький корсар"; во дворце шаха били ароматной водой всамделишные фонтаны; пиротехническая буря в щепки разносила огромный корабль корсаров; кордебалет вышивал свои па среди цветников, разбитых прямо на сцене, и весь иерархический строй императорского балета — от корифеек до первой примы — проходил парадом в бесчисленных классических вариациях.

Байронический балет сумел пережить Октябрьскую революцию, прикинувшись повествованием о борьбе свободолюбивых пиратских масс против гнета шахизма, но не выдержал разрухи и нищеты. Вслед за фонтанами, цветниками, жемчугами и бриллиантами к 1930-м годам со сцены исчез и сам балет. Балетный мир попытался сохранить танцы, хоть и трансформированные: так, знаменитое па-де-де неустановленного автора, кочующее по всем конкурсам, превратилось в демонстрацию трюковых достижений. В застойные 1970-е "Корсар" вернулся на сцену целиком, но неузнаваемым: советские постановщики превратили буйную развлекуху в пресное академическое действо, мало отличимое от своих классических собратьев.

В новейшие времена на волне мировой моды на аутентизм "Корсар" всплыл вновь: в этом году в Мюнхене по случаю его постановки даже устроили международную конференцию с дискуссией, как и что возобновлять.

У москвичей по этому поводу есть свои соображения. Ни реставрацией, ни даже реконструкцией они свое трехактное детище не называют — от старинного спектакля осталось не больше половины. Однако балетмейстеры-постановщики — одноклассники Юрий Бурлака и Алексей Ратманский — постарались выудить все сохранившееся: от предоставленной Парижской оперой оригинальной партитуры балета до старинных костюмов Евгения Пономарева (эскизы нашлись в Петербургской театральной библиотеке). На сцену вернутся фонтаны, клумбы и многометровый корабль: художник Борис Каминский сочинил декорации в традициях академической сценографии XIX века. За старинную хореографию отвечает Юрий Бурлака — главный московский пассеист расшифровывал текст дореволюционного петербургского спектакля по записям из Гарвардской театральной коллекции. А вот все пробелы — и в танцах, и в мизансценах — заполнит худрук Большого Алексей Ратманский — разумеется, в стилистике Мариуса Петипа. Если такой гибрид окажется жизнеспособным, свой комбинированный метод авторы намерены использовать при возрождении других забытых спектаклей, в том числе и советского наследия.

Татьяна Кузнецова

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Былое и Tony

Главным героем 61-й церемонии вручения самой престижной театральной премии США Tony Awards, прошедшей в нью-йоркском Radio City Music Hall, стал британский драматург Том Стоппард. Постановка его театральной трилогии "Берег утопии" в Линкольн-центре получила рекордное для драматического спектакля количество наград в истории этой премии, а именно семь, в том числе за лучшую пьесу, режиссерскую работу (Джек О`Брайен), лучшую мужскую (Билли Крадап) и женскую (Дженнифер Или) роли, а также за лучшие костюмы, декорации и освещение. Тем не менее небывалый успех спектакля нью-йоркские театралы относят в основном на счет драматургии, а не собственно постановки. Трилогия "Берег утопии", состоящая из пьес "Путешествие", "Кораблекрушение" и "Спасение", посвящена русским диссидентам XIX века — Бакунину, Герцену, Белинскому, охватывает 35-летний период и разыгрывается на пространстве от Москвы до Лондона. Обращение Стоппарда к истории русской общественно-политической мысли вызвало огромный интерес у американской публики, и критики единогласно предсказывали трилогии большое будущее. Впрочем, сделать это было нетрудно — можно сказать, что к рекорду драматург шел всю жизнь. Том Стоппард стал лауреатом Tony уже в четвертый раз: его пьесы "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", "Травести" и "Отражения, или Истинное" удостаивались в Нью-Йорке награды как лучшие в 1968, 1976 и 1984 годах соответственно.

РАРИТЕТ

Константин Сомов превзошел себя

Аукционные дома Sotheby's, Christie's и MacDougall's провели в Лондоне сенсационную неделю "русских торгов", на которых был установлен ряд рекордов по части отечественного искусства. Эстафету начал Sotheby's: самый значительный лот его коллекции — "Натюрморт с кувшином и иконой" Михаила Ларионова — ушел за рекордные для создателя системы "лучизма" £2,3 млн ($4,5 млн). Не успели ценители русского искусства обрадоваться тому, что авангард по ценам, наконец, заслуженно обогнал непомерно дорогих салонных живописцев, как салон взял реванш на Christie's. "Американское судно у скал Гибралтара" нашего главного мариниста Ивана Айвазовского было продано за £2,7 млн и побило предыдущий рекорд на русскую живопись — £2,6 млн, уплаченные осенью прошлого года в Лондоне на аукционе Christie's за "Русскую пастораль" мирискусника Константина Сомова. Впрочем, Сомов в долгу не остался: в тот же день его "Радугу" купили за £3,7 млн — это сегодня абсолютный рекорд на отечественную живопись. Понять анонимного покупателя, заплатившего за небольшую (60х73 см) картину знаменитого декадента такую большую сумму можно: это не пейзаж, а прямо-таки плакат на тему "Россия, которую мы потеряли". Идиллическая сценка, где гуляющие среди родных берез барышни встречают розовощекую крестьянскую девку с этаким фарфоровым мальчуганом в красной рубахе, была написана художником в 1927 году в парижской эмиграции, когда к свойственному ему, как и всем мирискусникам, пассеизму примешивалась изрядная доля ностальгии.

ЗА НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД

Безболезненный выбор

Победителем завершившегося в Сочи фестиваля стал фильм Алексея Попогребского "Простые вещи": ему достались главный приз, награды за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Сергей Пускепалис), а также специальный диплом за роль второго плана (Леонид Броневой). Драма с комическим хеппи-эндом о враче-анестезиологе, которому частный пациент предлагает фантастическое вознаграждение за смертельную инъекцию, легко вписывается в отечественную традицию гуманистического кино (проблема морального выбора) и одновременно поднимает модную во всем мире тему (эвтаназия). Этот грамотный и добропорядочный опус жюри предпочло куда более ярким фильмам конкурсной программы, отмеченным, однако, чертами морального или художественного экстремизма. Таким как картина про уродов и нелюдей в СССР накануне распада Алексея Балабанова ("Груз 200") или очередная этико-эстетическая провокация Киры Муратовой ("Два в одном").

КРИЗИС ЖАНРА

Гипса-пирога

Сенсационному разоблачению подверглось одно из хрестоматийных произведений искусства XX века — объект "Дерьмо художника" итальянского концептуалиста-провокатора Пьеро Манцони. В начале 1960-х художник выпустил тираж из 90 подписных запечатанных консервных банок с этикеткой Merda d`Artista ("Дерьмо художника"), содержимое которых якобы полностью соответствовало названию. Сам Манцони неоднократно говорил, что если коллекционер хочет получить от художника что-то по-настоящему личное, то это именно то, что он положил в банки, а также выражал надежду, что когда-нибудь банки начнут взрываться. Произведение, иронически критиковавшее художественный рынок, чрезвычайно популярно у коллекционеров до сих пор, цены на художественные экскременты сейчас достигают {euro}124 тыс. Образцы Манцониева "Дерьма" имеются в крупнейших музеях мира вроде галереи Тейт в Лондоне, Центра Жоржа Помпиду в Париже или Музея современного искусства в Нью-Йорке. Однако недавно друг и коллега умершего в 1963 году Пьеро Манцони — Агостино Боналуми — сообщил журналистам газеты Corriere della Sera, что провокация была двойной: вместо заявленного дерьма художник положил в каждую банку по 30 граммов обыкновенного гипса. Кураторы галереи Тейт в ответ заявили, это разоблачение никак не повлияло на ценность объекта, поскольку "держать зрителя в напряжении — часть изощренного юмора произведения".


КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА

18 и 19 июня

В Петербурге и Москве (18 июня в Манеже Кадетского корпуса и 19 июня в клубе Б1 Maximum соответственно) пройдут первые со времен перестройки российские концерты нью-йоркской рок-группы Sonic Youth.

18, 20, 22 и 23 июня

На сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в рамках Чеховского фестиваля состоится премьера оперы Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" в постановке руководителя парижского "Одеона" Оливье Пи. См. рубрику "Показательное выступление".

19 и 20 июня

В Петербурге и Москве (19 июня в Ледовом дворце и 20 июня в клубе Б1 Maximum соответственно) даст концерты американская группа Evanescence, сделавшая неоготику достоянием поп-музыки.

19-26 июня

На сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля будут показаны самые значимые постановки лидера канадского современного танца Мари Шуинар. Монреальская "Компани Мари Шуинар" представит московской публике авангардные версии классических дягилевских балетов "Весна священная" и "Послеполуденный отдых фавна", собственную шопениану — "24 прелюдии Шопена", а также балет теней "Хорал" на музыку Луи Дюфора.

21 июня

В Москве открывается XXIX международный кинофестиваль. Подробнее о программе ММКФ читайте на стр.52

В российский прокат выходит первый фильм совместного проекта Квентина Тарантино и Роберта Родригеса "Grindhouse" — "Планета страха". В пародии Роберта Родригеса на трэш-кино о зомби снимались кроме самого Квентина Тарантино Роуз Макгауэн, Фредди Родригес, Джош Бролин, Марли Шелтон и другие звезды "ужасного" жанра.

В Мариинском театре в рамках фестиваля "Звезды белых ночей" состоится премьера оперы Сергея Прокофьева "Игрок". Главный режиссер БДТ Темур Чхеидзе, ставивший эту оперу для Мариинки десять лет назад в декорациях Георгия Цыпина, представит новую версию в соавторстве с художником Зиновием Марголиным, сценографом таких выдающихся мариинских спектаклей, как "Нос" и "Тристан и Изольда". В главной партии — Владимир Галузин, дирижер — Валерий Гергиев.

В "Лужниках" выступит первый рок-гитарист современности Гэри Мур.

21-24 июня

В Большом театре состоится премьера балета "Корсар". См. рубрику "Дежавю".

26 июня

В ЦДХ в рамках совместного выставочного проекта галереи XL и Московского музея современного искусства "Москва актуальная" открывается выставка "Олег Кулик. Хроника. 1987-2007". Ретроспектива покажет творчество самого известного благодаря плакатному образу человека-собаки отечественного художника 1990-х с разных сторон — радикальный перформанс, скульптура, инсталляция, фотография,— что должно изменить устоявшееся представление об Олеге Кулике как мастере современного анималистического жанра.

1-7 июля

На сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля театр танца "Вупперталь" покажет португальский балет Пины Бауш "Мазурка Фого".

5 июля

В СК "Олимпийский" выступит Джордж Майкл. Первый российский концерт британского поп-певца для широкой публики состоится в рамках европейского тура Live 25 Stadium Tour. В его программе — хиты, созданные за 20-летнюю сольную карьеру музыканта.

В российский прокат выходит фильм Павла Лунгина "Ветка сирени". В кинобиографии Сергея Рахманинова снимались Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова, Алексей Петренко и Виктория Исакова.

6 июля

В Петербурге на Дворцовой площади пройдет концерт Элтона Джона.

7 и 8 июля

В Монте-Карло пройдут гала-концерты проекта "Русский дивертисмент". Русская классика прозвучит в исполнении Российского национального оркестра под управлением главного дирижера Лондонского филармонического оркестра Владимира Юровского и солистов Татьяны Моногаровой, Ольги Гуряковой, Сергея Лейферкуса и других отечественных певцов, добившихся признания на мировой оперной сцене.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...