Сервиз — Красный нос

Одноразовая посуда бывает не только из картона и пластика, но и изо льда. Живет совсем недолго, зато из такой не зазорно выпивать и на свадьбе. Стаканы, стопки, бокалы и настольные украшения из замороженного дистиллята все чаще заказывают на корпоративные и домашние вечеринки. А ледовые скульпторы торопятся освоить малые формы.

Закусить стаканом

— Девушка выпивает стопку, а потом с хрустом от нее откусывает — очень эффектно выглядит, мы бы такой ролик рекламный сделали,— говорит мечтательно арт-директор компании "Ледмастер" Анна Хачатурова.

Делать ледяную посуду первым в России догадался гендиректор компании Mobi Ace Михаил Муха еще в 2005 году. Сначала посуда не хотела отлипать от форм и получалась бугристой, потом пришлось придумывать, как перевозить ледяные стаканы, не переколотив их. Когда технологии, которые компания держит в секрете, были доведены до совершенства, Муха построил завод по производству ледяных стопок и прочей посуды, вложив в него $100 тыс. Теперь емкости изо льда — главный козырь Mobi Ace.

Однако конкуренты, занятые до того монументальной ледяной скульптурой, не дремали и тоже занялись изготовлением мелкой тары. В компании "Ледмастер" гордятся тем, что не добавляют в свою ледяную посуду ничего постороннего — соль, лимонный сок и пищевые красители. Их бокалы, стаканы, икорницы и прочие предметы сервировки в прямом смысле вырублены из замороженной дистиллированной воды. Анна Хачатурова рассказывает: "Есть две технологии производства ледяной посуды. Ее можно замораживать в формах или вытачивать из куска льда. Всякие цветовые или вкусовые добавки имеют смысл, когда стаканы растут в отдельных формах. Но тогда посуда получается мутноватой, с дорожками из пузырьков воздуха. Так что в ней напиток легче протаивает дырочки и начинает вытекать. С уверенностью из такого стакана можно выпить только раз, а если посуда вырезана из ледяного блока, то она абсолютно прозрачна и получается более долгоиграющей. Бокала или рюмки хватит на три-четыре тоста".

Mobi Ace, напротив, предлагает ледяные туфельки всех цветов радуги (используются пищевые красители) для гигиенически безупречного распития шампанского на свадьбе.

При желании ледяной может быть чуть ли не вся сервировка стола, за исключением персональных приборов и посуды для горячего, да и сам стол можно изготовить из ледяных блоков. Клиенты заказывают ведерки для шампанского, блюда для морепродуктов, вазочки, подставки для нескольких бутылок, небольшие настольные скульптурки, ледяные кубы с вмороженными в них фруктами и цветами.

Чтобы ледяная посуда не таяла в руках и на столе, в комплект к блюдам, икорницам и подставкам под бутылки необходимы металлические поддоны. Что касается стаканов и бокалов, то их просто уносят после первого же тоста и заменяют на стекло и хрусталь. Впрочем, на некоторых корпоративных вечеринках гости, по словам производителей, находили ледяной посуде дополнительное применение — метали ее в мишень. С настоящими бокалами так редко кто будет развлекаться.

Скользкие технологии

Производство ледяной посуды — дело творческое, иногда технологии приходится изобретать на ходу. "Для презентации духов нам заказали ледяные столбики, в которые требовалось вморозить разрезанные плоды лайма, палочки корицы и семена кориандра — основные ноты нового аромата. С лаймом и корицей все было более или менее просто. Их придавили специальными ячеистыми панелями, чтобы не всплывали, а мелкий кориандр все время просачивался и плавал сверху",— рассказывает Анна Хачатурова

Вообще, "вморозка" — один из самых востребованных видов ледового производства. Цветы и фрукты в толще прозрачного льда выглядят эффектно, они как бы висят в воздухе. Замуровать в лед можно, в сущности, любой предмет. Например, для лотереи с автомобилем в качестве главного приза в "Ледмастере" изготовили ледяную машину в натуральную величину, а внутрь поместили ключи от настоящей. Счастливому победителю вручили пилу и молоток и предложили самому достать свой приз. Пилить и бить пришлось долго.

На корпоративных вечеринках популярностью пользуются конкурсы, когда какой-нибудь ценный сувенир надо собственноручно вытопить из ледяной глыбы. Естественно, он помещается сначала под прозрачный колпак, а уже поверх него намораживается лед. Конкурсантам дают на выбор утюг, фен, паяльник, стамеску, и они в поте лица начинают добывать приз. Также иногда заказывают мастер-классы ледяной скульптуры — желающие неизменно выстраиваются в очередь.

Каждая технология, придуманная той или иной компанией, тут же тиражируется конкурентами. "Все время приходится изобретать что-то новое",— говорит Хачатурова. Одно из новшеств — логотипы из вмороженного дюралайта, светящегося шнура, который не греется и потому лед не растапливает. Более традиционный способ изготовления логотипа на заказ — вмораживание в лед оракала, самоклеющейся виниловой пленки.

Недавно "Ледмастер" предложил клиентам контррельефную скульптуру, когда изображение формируется в толще льда посредством пустых и наполненных снегом пустот, а также гравировки — похоже на голографию. Для пущего художественного эффекта в данном случае используется природный лед.

Мастера утюга и паяльника

Сегодня на рынке работает пять-шесть крупных компаний, занимающихся большими и малыми ледяными формами, и неопределенное число фрилансеров, которых привлекают как эвентерские фирмы — организаторы мероприятий, так и ледовые компании, в основном на крупные заказы или в самую горячую пору — под Новый год. Заказы на новогодние ледяные красоты начинают поступать в середине октября, а с ноября начинается производство заказанного. Рабочая температура для ледового скульптора — минус пять градусов. Работать зачастую приходится в той же фуре-холодильнике, где хранятся уже готовые скульптуры.

Скульпторы, работающие со льдом, чаще всего имеют художественное образование. Например, в "Ледорубе" трудятся выпускники Строгановки. Правда, там учат резать деревянные скульптуры, а не ледяные, и инструменты по дереву для льда не подходят. Поэтому их либо дорабатывают (например, на электропилы ставят самодельные шины), либо заказывают у частников-умельцев. Специальный инструмент делают в Москве, Петербурге и традиционных "ледовых" городах, например в Ханты-Мансийске. Иногда применяются неожиданные подручные средства. Например, для того, чтобы сделать стенку барной стойки идеально гладкой, ее ровняют обычным утюгом. А когда надо сделать изо льда шар, на утюге разогревают мокрые перчатки, а потом гладят ими ледяную заготовку. Красивая гравировка на ледяном блоке получается, если в нее втереть снег, а затем покрывать слоем льда. Сквозь снежную надпись проходит свет, и она получается воздушной и светящейся. Лед хорошо поддается паяльнику, сверлу, для придания формы используют также фены.

Надо сказать, что скульптуру чаще всего невозможно сделать из одной глыбы. Между фрагментами даже мелких ледяных фигур всегда видны швы. Однако у неопытного скульптора швы получаются грубыми, а у мастера со стажем они едва видны. Но избавиться от них совсем невозможно. Помимо мастеров-скульпторов ледовой фирме требуются мастера-грузчики, которые умеют управляться с пятитонными скользкими глыбами с помощью специальных крючьев и полозьев.

Крупными ледяными скульптурами, башнями и крепостями сегодня никого уже не удивишь, хотя именно на таких крупных объектах и получают основной доход профильные компании. Основные потребители ледяной архитектуры — города в регионах с крепкими морозами вроде Ханты-Мансийска, Новотроицка или Ноябрьска. Большие ледяные объекты заказывают местные власти, строить их съезжаются все ледовые фирмы и множество скульпторов-фрилансеров. Ледяной город может обойтись заказчику в $50-100 тыс. Со льдом в таких местностях проблем не бывает — его просто нарезают в ближайшем водоеме. Более того, московские компании возят отсюда лед в столицу. С природным материалом там туго, лед из Москвы-реки не годится для работы — слишком грязный, а в иную зиму его и вовсе может не быть.

Зимой ледовые компании вынуждены создавать стратегические запасы льда. Так что основа круглогодичного процветания — большие ангары с минусовой температурой для хранения льда. "В прошлом году мы заложили 40 тонн льда, а уже летом подскребли остатки и пошли покупать лед у более запасливых конкурентов",— рассказывает Анна Хачатурова.

Однако лед даже из самого экологически чистого природного источника для украшения стола не подходит. Поэтому фирма, занимающаяся льдом, должна располагать не только специальными ангарами для его хранения (в качестве которых часто используются списанные фуры-рефрижераторы) и спецтранспортом для его перевозки, но и формами для выращивания ледяных глыб. Надо сказать, что выращивание прозрачного однородного льда — важнейший момент в деятельности "ледяных" фирм. Каждая компания, пытающаяся выйти на рынок, бьется над этой проблемой самостоятельно и хранит как зеницу ока тайны производства. Здесь нужна не только чистая вода, но и постоянный контроль замораживания — лед не должен содержать пузырьков воздуха или быть мутным.

"Для ледяных скульптур можно брать речной лед, с ним и работать интереснее, поскольку он "живой". А для барных стоек и посуды нужен абсолютно прозрачный лед, его можно приготовить только из очищенной воды",— говорит Анна Хачатурова. Очищенная и дистиллированная вода — тоже серьезная статья расходов.

Крупные ледяные формы живут до восьми часов, мелкие — четыре-шесть часов. Все это время скульптура или барная стойка, естественно, тает, но делает это красиво. Благодаря воде, образующейся на поверхности, объект блестит и переливается, если, конечно, правильно подсвечен. Поэтому ледовые компании отвечают не только за все, что изо льда, но и за сопутствующее оборудование. Например, необходимы непротекающие поддоны, потому что если барная стойка будет красиво таять на полу, под ней очень скоро образуется большая некрасивая лужа. Демонтаж — отдельная головная боль для ледовой фирмы и статья расходов для заказчика.

Еще одна трудность работы со льдом — перевозка. Любой "лежачий полицейский" может превратить ледяные художества в мелкие обломки, и чтобы доставить товар в целости и сохранности, его приходится особым образом упаковывать. Порой при доставке приходится сталкиваться с совершенно неожиданными трудностями. Например, Анна Хачатурова вспомнила про один из самых сложных заказов для ее компании — из Алма-Аты. Там презентовали большой жилищный комплекс "Новое столетие", в связи с чем потребовалось изготовить ледяные макеты зданий и упаковать их так, чтобы они могли проехать 4,5 тыс. км. Макеты фигурировали в накладной как "ледяные скульптуры", и таможня потребовала разрешение министерства культуры. Машины с ценным художественным грузом стояли на таможне, а Хачатурова срочно добывала нужную бумагу. В результате макеты все-таки попали в Алма-Ату, правда, не к началу торжественного мероприятия.

Тающие деньги

Но проще довезти ледяной город до Алма-Аты, чем оценить доходы мастеров льда. Заказчиками ледяных скульптур и баров чаще всего являются компании, занятые организацией праздников. По словам Светланы Чуриловой, генерального директора одной из таких компаний — "Алеф Трейдинг", основной тренд года — ледяные бары; изо льда делается и барная стойка с вмороженным или гравированным логотипом, и посуда. Весь бар обходится примерно в $10 тыс., цена зависит от сложности работы и количества использованного льда.

Хотя "Алеф Трейдинг" активно предлагает своим клиентам лед в качестве украшения, на него приходится 2-3% общего бюджета мероприятия. Тем не менее, по словам участников рынка, этот сектор услуг ежегодно растет примерно на 50%. Но оценить оборот ледового рынка не берутся ни сами "ледовики", ни компании-заказчики. Причина проста: и мастера-одиночки, и фирмы предпочитают вести расчеты "налом". Кстати, "Алеф Трейдинг" предпочитает нанимать как раз таких индивидуалов, их услуги где-то на 10% дешевле.

Самое урожайное время для ледовых скульпторов — зима. Но ситуация с заказами постепенно выравнивается: летом не строят крепостей и горок, зато спрос на ледяные барные стойки и лебедей не снижается, а, точнее, растет вместе с температурой воздуха. В помещении с кондиционером ледяная красота живет шесть-восемь часов, на улице — два-четыре часа.

Основные потребители ледяных изделий — крупные компании, среди которых много производителей алкоголя. Фрукты во льду любят заказывать на открытие ресторанов. Впрочем, барные стойки изо льда, ледяные самовары и фонтаны со спиртным (ноу-хау компании "Ледмастер") заказывают на корпоративные вечеринки любого профиля.

Частных заказчиков пока ничтожно мало и работа с ними, как правило, связана с высоким риском. Анна Хачатурова рассказала, как один молодой человек заказал на свой участок ледяную скульптурную группу, барную стойку, лебедей, желая поразить любимую в день ее рождения. Однако накануне вечеринки, когда все уже было установлено, поссорился с именинницей и исчез. Заказчика нашли с большим трудом.

Чтобы снизить риски, связанные с непредсказуемостью поведения клиентов, некоторые фирмы не ограничиваются художественным творчеством на заказ, а занимаются еще и производством и реализацией ледяного полуфабриката, можно сказать ширпотреба. Например, Mobi Ace продает косметический лед салонам красоты, а пищевой — кафе и ресторанам. Летом собственные льдогенераторы таких заведений не справляются с нагрузкой и часто выходят из строя, поэтому подобные предложения пользуются большим спросом.

ОЛЬГА ЦЫБУЛЬСКАЯ

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...