Пришел за Путиным
// Самый тайный агент президента России
невидимый фронт
Итог грядущих президентских выборов в России известен заранее: в победе нынешнего главы страны Владимира Путина практически ни у кого нет сомнений. Однако будущей победой, как, впрочем, и предыдущим относительно безмятежным четырехлетним правлением, российский президент, по мнению члена совета директоров ИД "Коммерсантъ" АЗЕРА МУРСАЛИЕВА, обязан своему главному и самому непримиримому оппоненту.
Роль господина Березовского в приходе к власти Владимира Путина общеизвестна, хотя в последние годы и мало афишируется. Мало известно другое -- победа господина Путина на выборах, как и предшествующий ей успех пропутинской партии "Единство" (в девичестве -- "Медведь"), была весьма условной и ненадежной. Она была буквально "продавлена" агрессивным пиаром, рискованными политтехнологиями, удачным "совпадением" дагестанской авантюры чеченских боевиков и взрывов домов в Москве и Волгодонске.
Рейтинг Владимира Путина, пообещавшего защитить обывателя от боевиков и террористов, достиг запредельного уровня. Но это, надо сказать откровенно, был рейтинг не политика, а мессии. Избиратель голосовал за кандидата Путина исключительно "сердцем", а не разумом или хотя бы головой. А подобный рейтинг, как известно, чреват тем, что через год-полтора, когда выясняется, что избран не спаситель и избавитель, а обычный человек и молочных рек, кисельных берегов и туалетов, забитых "мочеными террористами", ожидать не стоит, имеет тенденцию к резкому падению. После чего оправившаяся от поражения оппозиция выводит на улицы тот же самый плебс, что год-полтора назад самозабвенно голосовал за президента. Примерно так произошло в свое время с Борисом Ельциным: в июне 1990 года -- спаситель, а весной 1992 года -- уже враг и кровопийца.
      Российский политический пейзаж после триумфальной победы "медведей" и Владимира Путина был весьма неоднозначен. Тревожные тенденции вполне отчетливо прослеживались уже весной 2000 года. Власть президента Путина была весьма относительной. Оппозиция -- всесильные региональные бароны, объединившиеся в блок ОВР, недовольные олигархи и влиятельные медиаимперии -- сохранила свои позиции и была готова к реваншу, война в Чечне, удачно обеспечившая рейтинг кандидата Путина, грозила затянуться до бесконечности и через короткое время начать работать уже против президента Путина.
      В этой ситуации Борис Березовский предпринимает отчаянный шаг по спасению своего ставленника. Он жертвует карьерой, положением, будущим и уходит вначале в оппозицию, а затем и в добровольное изгнание. На самом деле господин Березовский таким образом приступает к рискованнейшей операции по внедрению в глубокий тыл врага. Результаты этой операции были ошеломительными. Вряд ли в истории человечества был хотя бы один боец невидимого фронта, который добился столь внушительных успехов.
      Именно Борис Березовский обеспечил полный и окончательный разгром "группы Гусинского", ударной силы и потенциального атакующего клина оппозиции. Сила медиаимперии Владимира Гусинского заключалась не столько в финансах и контроле над популярным телеканалом, сколько в профессиональном и преданном лично олигарху журналистском коллективе. Реально действия власти могли вытолкнуть журналистов в откровенную оппозицию, обеспечив последнюю мощным высокопрофессиональным ресурсом. А дальше все просчитывалось -- сочувствие западной общественности, активная помощь вплоть до создания вещающего на страну откровенно антипрезидентского канала (радиостанции), мощная кампания по защите свободы слова и т. д. и т. п.
      Но тут в игру вступил Борис Березовский, предложивший бездомному журналистскому коллективу свой канал -- ТВ-6. Журналисты НТВ вместе с Владимиром Гусинским дружно шагнули в ловушку. Дальнейшее было делом времени и не столь уж сложной техники. Выкидывание звездной командой НТВ коллектива ТВ-6, "кидание" предоставившего им убежище Бориса Березовского, публичные ссоры и интриги. В итоге через полгода репутация коллектива "гусинского НТВ" была основательно подорвана, сама команда распалась и практически аннигилировалась.
      Следующей угрозой, нависшей над Кремлем, стало дело о взрывах домов. И в стране, и за рубежом все чаще стали говорить о "чекистском следе", а то и прямой причастности ФСБ к этим преступлениям. И снова ситуацию пришлось спасать Борису Березовскому. Уже объявленный в розыск по обвинению в финансовых махинациях, уже прочно завоевавший репутацию непримиримого противника Владимира Путина господин Березовский берет дело в свои руки. В короткое время он организует написание книги и съемки фильма о том, как "ФСБ взрывает Россию". В результате в общественном сознании "чекистский след" во взрыве домов прочно увязывается с именем Бориса Березовского и вся эта история рассматривается в контексте борьбы "беглого олигарха с обидевшей его властью". Отныне на любой разговор о роли ФСБ во взрывах домов власть спокойно могла отвечать: "Сколько вам заплатил Березовский?"
      Третий орден за оборону Кремля господину Березовскому должен быть вручен за нейтрализацию коммунистов. Угроза коммунистического реванша висела над страной с 1993 года. Кто и как только не боролся с коммунистами, но они год от года стабильно наращивали голоса и рейтинг. После того как у ОВР было вырвано жало в лице медиаимперии Гусинского, а само объединение региональных баронов влили в дружную "медвежью" семью, единственными серьезными соперниками власти на парламентских выборах-2003 оставались коммунисты. Еще весной социологические опросы прогнозировали их уверенную победу.
      И снова, после того как Кремль, ФСБ, правительство и хваленые политтехнологи проявили свое полное бессилие, за дело взялся Борис Березовский. За короткий промежуток времени он обольстил Народно-патриотический блок. А когда лидеры коммунистов стали оправдываться, потупя глаза, мол, это всего лишь тактический союз, от них отвернулись не только сочувствующие, но и многие из некогда твердых сторонников. На парламентских выборах КПРФ потерпела оглушительное поражение.
      Последняя (по времени) операция по нейтрализации очередной угрозы власти Владимира Путина была проведена летом--осенью 2003 года против ЮКОСа. К лету стало понятно: ЮКОС целенаправленно идет во власть. И если их не остановить сейчас, то через полгода будет уже поздно. Однако тайные и явные сторонники ЮКОСа в Кремле и в окружении президента Путина блокировали все попытки остановить стремительное наступление нефтяного спрута. Тем более что лидеры концерна старались не дать повода для открытой конфронтации с властью. И снова на помощь своему протеже поспешил Борис Березовский. Серия блестящих выступлений в российских СМИ, направленных вроде бы против власти, на самом деле сорвала все маски с ЮКОСа. А небрежно брошенная фраза, насчет "трусости Миши (Ходорковского.-- Ъ )", который не решится идти до конца, фактически спровоцировала последнего на открыто враждебные властям действия, что и привело к его аресту.
      Наступление ЮКОСа остановлено, оппозиция окончательно разгромлена, путь Владимиру Путину ко второму сроку открыт. И в этом главная заслуга, без сомнения, принадлежит Борису Березовскому, его самому преданному, самому тайному и самому бескорыстному союзнику. Ведь игра зашла настолько далеко, что Владимир Путин уже вынужден и впредь преследовать опального олигарха. Не может же он торжественно сообщить народу о тайной миссии Бориса Березовского в тылу врага. Во-первых, чекисты никогда и ни при каких обстоятельствах не раскрывают своих агентов. А во-вторых, завтра могут возникнуть новые угрозы его власти. И кто же тогда будет его спасать?