Коротко


Подробно

Подвальный выбор

"Кастинг" в "Театре.doc"

Премьера театр

Московский "Театр.doc" показал премьеру спектакля "Кастинг" по пьесе самарского драматурга Германа Грекова — сатиру на современные технологии массмедиа. РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ оценил актуальность темы, но заподозрил, что пьеса ошиблась кварталом.


Как и все остальные спектакли московского "Театра.doc", новоиспеченный "Кастинг" устроен очень просто: комната в подвале, где работает этот храбрый, независимый и бедный театр, не располагает к зрелищности и искусным сценическим затеям. Современная, чаще всего не выдуманная ситуация и сегодняшний, без литературных прикрас язык — вот та правда жизни, которая влечет зрителей в неудобный подвал.

Название пьесы и спектакля говорит само за себя: кастинг — одно из ключевых понятий сегодняшней жизни, в которой идет постоянная селекция человеческих особей, постоянная борьба за какую-то выгодную (во всех смыслах этого слова) работу. Человек, проходящий какой-либо отбор, не менее интересный объект для изучения, чем человек, тот или иной отбор проводящий. В пьесе Германа Грекова есть возможность встретиться и с теми и с другими: молодой человек по имени Валентин приходит на некий "кастинг", который проводят два молодых человека, уже успевших почувствовать себя хозяевами жизни. Один из них — оператор, другой — режиссер, из чего можно сделать вывод, что речь идет о каком-то сериале.

Актером Валентин кажется никудышным. Не усвоив нехитрые уроки самообладания, наскоро преподанные ему еще до начала прослушивания разбитной ассистенткой, он мнется, переступает с ноги на ногу, отирает пот со лба, запинается и все время переспрашивает хамоватых "экзаменаторов" — а им только бы покуражиться над недотепой. Наконец, после очередного задания, заключающегося в необходимости прямо здесь, посреди комнаты раздеться и соблазнить ассистентку, у Валентина не выдерживают нервы. Не выбирая выражений, вернее выбирая в основном выражения матерные, кандидат обрушивает на своих мучителей истерический протестный монолог. Посылает на три буквы всю систему отбора — и направляется к выходу.

Выясняется, однако, что искренний протестный запал и умение "послать" — именно те черты, которые были нужны, и что лучше Валентина соискателя не найти. Во всяком случае здоровенный мужик, до поры скрывавшийся в публике, требует найти и вернуть беглого кандидата. Именно этот немолодой верзила с повадками бывалого пахана и оказывается хозяином положения — вмиг присмиревшие "оператор" и "режиссер" оказываются мелкими шестерками, которым теперь грозит увольнение. Теперь уже они становятся объектами не просто нешуточных издевательств, но и уголовно наказуемых домогательств. Валентин возвращается очень вовремя, иначе парням пришлось бы по требованию хозяина отыметь его в зад.

Тут зрителям предстоит увидеть еще одну метаморфозу. Всего час назад бывший робким ничтожеством победитель "кастинга" входит во вкус власти. Поняв, что и над паханом есть начальник, таинственный "господин Георгин", который в нем, Валентине, серьезно заинтересован, молодой человек начинает помыкать своими недавними "хозяевами". На этом, собственно, пьесе конец. Но есть еще важный финал — преображенный Валентин появляется на экране телевизионного монитора с обращением к гражданам: так что мы (видимо, замирая от ужаса) можем только догадываться, что это был за "кастинг", из какой мировой закулисы звонил человек с цветочным именем и миссию какой именно важности должны были доверить победителю.

Спектакль, ставший режиссерским дебютом молодого актера Игоря Стама (он же играет "режиссера"), на первый взгляд вполне отвечает "доковским" традициям и требованиям. Актеры абсолютно естественны, персонажи вроде бы точно срисованы с действительности и могут при желании смешаться со зрителями, а пресловутая "ненормативная лексика" звучит ненатужно и не оскорбит даже чутких к чистоте языка. Впрочем, в данном случае она как раз не обязательна. Текст Германа Грекова меньше всего может быть сочтен феноменом современного языка, для автора важнее сама ситуация, "нашего времени случай", сгущенный до наглядно-назидательной гротесковой концентрации.

В этом смысле "Кастинг", конечно, не совсем "доковская" пьеса. Дело тут не в том, взят ли текст прямо из жизни, или выдуман драматургом. Тип современной пьесы, к которому принадлежит "Кастинг", более характерен для находящегося за углом театра "Практика" — во многих пьесах, которые там ставятся, та или иная жгуче-современная проблема сегодняшних нравов превращается драматургом либо в повод для разработки игровой модели, либо в парадоксальную, часто абсурдную историю, где знакомые черты реальной жизни искажаются или стираются. Стиль "doc" суше, но и тревожнее, в нем четче распознаются опасности, в нем яснее повод для дискуссий. А "Кастинг" все-таки тяготеет к забаве, и комментарии к нему, в сущности, излишни.

Наглядно

все спецпроекты

актуальные темы

все темы
все проекты

обсуждение